Еще в июле глава МИД России Сергей Лавров прямо заявил, что
Константинопольским патриархатом манипулируют из Вашингтона.
«У нас есть четкое понимание того, что действия
Константинополя, которые напрямую манипулируются из Вашингтона, не имеют ничего
общего с идеалами православия, с теми традициями, на основе которых всегда было
организовано взаимодействие поместных церквей», — сказал Лавров в эфире
телеканала «Россия 24».
Министр иностранных дел России подчеркнул, что церковный
раскол на Украине был искусственно срежиссирован. «Это не просто
инициатива Константинопольского Патриарха Варфоломея. Она прямо продиктована
США. Они по большому счету этого не скрывают», — сказал Лавров.
То, что происходит на Украине — с захватом храмов, избиением
прихожан, сеянием вражды между людьми и нагнетанием напряжения в обществе —
может произойти и в Молдове. По крайней мере, именно Молдова выглядит самым
удобным плацдармом для очередного витка «церковной» конфронтации с
Россией после прихода к власти в Кишиневе прозападных сил — президента Майи
Санду и подконтрольной ей партии «Действие и солидарность» (ПДС) в
парламенте.
Посол США Дерек Хоган, который завершил миссию в Кишиневе,
перед отъездом дал интервью для СМИ, в котором отметил, что молдавским властям
необходимо бороться с «вредоносным иностранным влиянием». Разумеется,
имелось в виду «влияние России» — по мнению американской дипмиссии, к
каждому слову которой прислушиваются в президентской администрации, такому
влиянию в Молдове не должно быть места.
Однако известно, что позиции православной церкви в Молдове
чрезвычайно сильны. Церковь традиционно пользуется наибольшим доверием
населения, согласно всем социологическим опросам. А храмовые праздники в селах
и городах Молдовы являются одними из важнейших праздников в году.
А поскольку Митрополия Молдовы является частью Русской
Православной Церкви, то понятно, что этот факт не может не раздражать
американских стратегов. Даже если будут достигнуты все остальные, политические
цели по вытеснению России из Молдовы — включая обструкцию в отношении
российских миротворцев в Приднестровье, возобновление запрета на вещание
российских новостных программ, ужесточение правил, касающихся ограничений для
функционирования русского языка в Молдове — то православная Церковь останется
частью Московского патриархата. И пока это так, с точки зрения западных
партнеров нынешнего правительства страны, борьба с «российским
влиянием» не окончена.
Инструмент борьбы с «влиянием России» в церковном
мире известен и «обкатан» на Украине — это раскол, где рычагом
является Константинопольский патриархат. Четко понимающий свою задачу, знающий,
что нужно делать и полный решимости применить это знание для достижения
максимально эффективного результата в максимально сжатые сроки.
При этом запуск процедуры раскола в Молдавской Православной
Церкви (которая имеет статус самоуправляемой в составе РПЦ), скорее всего, не
будет связан с деятельностью Бессарабской
митрополии Румынской Православной Церкви, которая
спровоцировала конфликт в церковном мире Молдовы в начале 2000-х годов.
Румынская Православная Церковь имеет неофициальный статус
государственного института в Румынии и во многом выполняет внешнеполитические
задачи Бухареста. Однако, тем не менее, она, во многом, остается в стороне от
глобальных сценариев, которые разворачиваются на постсоветском пространстве, и
руководствуется собственной внутренней повесткой.
Функции проводника интересов США в Восточной Европе
выполняет в регионе именно Константинопольский патриархат. Будет логично
предположить, что именно он будет использован как активный инструмент
возможного церковного раскола в Молдове с целью вывести Молдавскую Православную
Церковь из состава РПЦ. Бессарабской же митрополии будут доверены
вспомогательные задачи. Например, по усугублению проектируемых конфликтов и
«освоению завоеванных территорий».
Необходимо учитывать, что Бессарабская митрополия — это
старинный оппонент Молдавской митрополии, к которому в церковной, приходской
среде страны уже выработался определенный иммунитет. Однако от рецептов,
которые продвигаются посредством Константинопольского патриархата — автокефалии
— у Молдавской Православной Церкви иммунитета нет, как нет и опыта борьбы с
этим, разъедающим церковные структуры, явлением.
Известно, что в прошлые годы уже предпринималось
определенное «прощупывание» структур Митрополии Молдовы с целью
выяснить, как может быть воспринято здесь предложение встать на курс, ведущий к
автокефалии. Известно также, что в среде священнослужителей проводилась работа с
той целью — выяснить, каковы настроения в Молдавской Православной Церкви,
определить болевые точки и слабые места в церковной иерархии страны.
В этом смысле интересна встреча нового спикера молдавского
парламента Игоря Гросу с Митрополитом Кишиневским и Всея Молдовы Владимиром.
Новый председатель парламента Молдовы, представляющий пропрезидентскую партию
«Действие и солидарность» постарался продемонстрировать во время
этого визита максимальную лояльность к Молдавской Православной Церкви и создать
«теплую, дружественную» атмосферу.
Однако для представителей прозападной и во многом,
прорумынской партии «Действие и солидарность», не исключая и
президента страны Майю Санду, такого рода встречи нехарактерны. Традиционно
прорумынские и унионистские партии стремились продвигать роль Бессарабской
митрополии, которая является инструментом продвижения румынских ценностей.
Соответственно, в среде сторонников ПДС Молдавскую митрополию Московского
патриархата встречала негативное отношение — в ней видели «проводника
интересов Кремля» и «препятствие на пути к румынской мечте об
объединении».
Не исключено, что новые власти Молдовы уже получили со
стороны своих западных партнеров указания на расширение и углубление контактов
с Молдавской митрополией, на выстраивание доверительных отношений — с таких
позиций гораздо легче соблазнять священнослужителей призраком автокефалии.
Обозреватели прогнозируют тяжелые времена для Республики
Молдова — нагнетание напряженности вокруг Приднестровья, втягивание Кишинева в
конфронтацию Запада с Россией, ухудшение экономических показателей страны. В
таких условиях церковный раскол — это последнее, что нужно Молдове. Однако не
факт, что так думают в европейских и заокеанских офисах, где будущее Молдовы
оценивается только с точки зрения ее полезности как расходного материала.
Игорь Демиров, специально для eNews.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал https://t.me/enewsmd .
Много интересного: инсайды, заявления, расследования. Много уникальной
информации, которой нет у других.