Привязанность
молдаван по СССР, столетие которого мы отмечаем в декабре, почему-то очень
волнует и немецкий фонд имени офицера вермахта Ханнса Зайделя, который
финансирует цикл публикаций «Сто лет под знаком СССР и 30 лет без СССР:
ностальгия по химерам» в ИА IPN. Казалось бы, какое дело Германии до нашей коллективной памяти об
эпохе Советского Союза, симпатий к советской культуре, нашего отношения к
целям и задачам СССР как к социальным, положительного отношения к советским
лидерам, кино, системе ГОСТа, общественного питания и прочему? Ведь в ФРГ есть
свой феномен «остальгии» — ностальгии по временам и культуре ГДР, по ушедшему
социалистическому прошлому.
Причины остальгии
ясны: жизнь в ГДР была для большинства понятной, простой и защищенной, а
объединение дало людям слишком мало. Каждый второй немец скучает по ГДР,
понимая, что с уходом этой страны в небытие граждане утратили уверенность в
завтрашнем дне, где для всех была работа, бесплатное образование и доступное
медицинское обслуживание, натуральные продукты и качественные товары. Молдаване
тоскуют по МССР и СССР по тем же причинам.
В 80-е в Молдавии
была разумная власть, была законность, не было масштабной коррупции в верхах,
основные средства производства принадлежали государству, которое обеспечивало
всем работу и зарплату. Говоря о советском периоде, нужно оценивать и
сравнивать с настоящим 60-80-е годы, а не послевоенный период, когда в стране
были разруха и голод, ответственность за которые несут в том числе и те,
кто воевал против СССР, например, офицер вермахта Ханнс Зайдель. Но нас
зачем-то пытаются убедить на деньги немецкого фонда его имени в том, что
советские времена были адом и что в Молдове существовал, как говорит профессор
Бырладяну, «широкий спектр форм сопротивления, в том числе вооруженное
сопротивление советской оккупации».
Профессор истории
с необыкновенной теплотой отзывается об ОУН — организации украинских
националистов, уверяя, что сначала она сотрудничала с Гитлером, а потом
боролась с ним. Симпатичен историку и Степан Бандера, который «воевал на
нескольких фронтах: против гитлеровской Германии, против Польши, против СССР и
советских партизанских отрядов». И с еще большей симпатией Бырладяну отзывается
об Ионе Гаврилэ Огорану – румынском легионере и ультраправом идеологе, который
после войны руководил вооруженной бандой и был заочно приговорен к смертной
казни. Арестованный в 1976 году, он ушел от высшей меры наказания усилиями президента
Ричарда Никсона.
Если верить
Бырладяну, в МССР люди якобы тоже жили надеждой на американцев, ожидая от них
освобождения: «В интервью, которые мы провели в Бессарабии, часто слышали идею
о том, что люди ждали прибытия американцев. Повсеместно слушали западные
голоса по радио, слушали с мыслью, что наступит этот момент». Где эти интервью,
как часто это говорят, сколько таких людей и в каком они возрасте? Мы уже были
свидетелями того, как столетних не вполне адекватных старцев цинично
использовали как источники информации для осуществления права реституции, о чем
рассказали аудиторы Счетной палаты.
Прилично ли
вообще так лгать историку? Если верить Вирджилиу Бырлэдяну, в МССР были
сначала группы вооруженного сопротивления режиму, а потом – группы интеллектуального
сопротивления. Да, были банды «Черная армия», группа Филимона Бодю, «Лучники
Штефана», которые после войны под прикрытием политических требований грабили
магазины, коопторги, почту, сберкассы, убивали советских активистов и
милиционеров. Убийц сдавали спецслужбам сами же крестьяне. Многие из осужденных
отсидели и сами вступили в колхозы. И сейчас все это молдавские и румынские
историки считают «крестьянским сопротивлением тоталитарному режиму».
На смену бандитам
якобы пришли интеллектуалы, которые, оказывается, «сопротивлялись режиму на
уровне высказываний». Вспомним: после высказываний на кухнях были речи
на партийных и комсомольских собраниях, стихи о Ленине и государственные премии
за них, а также доносы на коллег. Небезызвестный «интеллектуальный
диссидент» Мирча Друк письменно предлагал свои услуги КГБ, члены группы
Александру Шолтояну — Валериу Бобуцак, Тудор Цопа и другие — были агентами
комитета госбезопасности.
По мнению
Бырладяну, даже анекдоты стали «формой сопротивления на уровне повседневной
культуры», и якобы «есть информация о том, что сами партийные руководители
рассказывали такие анекдоты, потому что… не были столь привязаны к
коммунистическим ценностям». Кто говорил, где эта информация, укажите
источник? Почему мы об этом не знаем?
И вот широкими
мазками «историк» описывает СССР как страну исключительно политических
репрессий и депортаций: «побои применялись массово», в тюрьмах и лагерях люди
исчезали, «множество замерзли в лесах, очень многие умерли от голода»,
«человека очень легко было арестовать, отдать под суд». Но если все было
так ужасно – почему же после 1991 года в Республике Молдова избиратели много
лет голосовали за советских руководителей Мирчу Снегура, Петра Лучинского,
Владимира Воронина? И почему упорно не голосовали за партии, в рядах которых
были «интеллектуальные диссиденты» Мирча Друк, братья Гимпу, Николай Дабижа и
другие? И почему только внешнее вмешательство в 2009 году позволило прийти к
власти иным руководителям вразрез с желанием большинства избирателей, которые
хотели видеть президентом Воронина?
Примечательны
жалобы историка, грязными руками препарирующего историю, на то, что ему никто
не верит. «Если сейчас говоришь им напрямую, рассказываешь им такие
вещи, они шарахаются, они этого не признают, и заявляют, что такого не было», —
плачется профессор. То есть люди, с которыми общается Бырладяну, говорят ему в
лицо, что он лжет, — и они правы!
Историк винит
политиков в том, что «в Кишиневе нет места, площади, памятника, чего-то, что бы
увековечивало такую трагическую страницу, как голод 1946-1947 годов» — якобы
это повлияло бы на ностальгирующих. Но люди видят памятники СССР своими глазами
– это все те экономические, социальные и культурные активы, которые
политические вандалы еще не успели разрушить. Бырладяну призывает снести
воинские мемориалы – но это не в его власти.
Жаль, однако, что
во власти таких, как он, писать учебники, в которых историческую правду заменяет идеология, выгодная
меньшинству и навязанная молдаванам извне. Именно политическая элита,
которая поощряет эти псевдонаучные исследования, довела страну до того, что
уровень энергопотребления в стране скатился к 1960 году. И в Кишиневе уже впору
переименовать центральную площадь — в площадь Голода, Холода и Мрака.
Олег Волков