Мазаракиевская церковь – самое старое строение и храм Кишинева
Мазаракиевская церковь (Храм Рождества Божьей матери), ныне церковь Покрова Пресвятой Богородицы – самое старое из сохранившихся зданий Кишинёва и одно из самых загадочных.
Местом основания Кишинева считается Мазаракиевская церковь. Она расположена на холме, возвышающемся над нынешней улицей Албишоара и рекой Бык недалеко от здания «Apă-Canal Chişinău» – за улицей Пушкина. У подножия холма до 1935 года находился источник (родник, или же фонтан), который длительное время служил основным источником воды для Кишинёва. Археологические исследования последнего времени показали, что храм был возведен на месте гораздо более древних поселений, нежели основанный (по документам) в 1436 году Кишинёв. Так что Кишинев вполне может оказаться старше, чем мы привыкли думать, возможно, поселение на его месте существовало ещё в XIV веке.
Точная дата строительства старейшего в Кишиневе храма до сих пор не установлена. Упоминаемый историками 1752 год – достаточно условен и документально нигде не подтверждается. Кстати, об этом упоминает и П. Н. Батюшков в своём труде «Бессарабия. Историческое описание», изданном в Санкт-Петербурге в 1892 году. В книге приведена история, которую ему рассказал священник Михаил Чакир, который, в свою очередь, услышал её от одного из старцев – прихожанина Мазаракиевской церкви. По его словам сам старец прочитал её на камне, который когда-то стоял у церкви, но потом пропал оттуда.
— Документальных сведений о времени сооружения Мазаракиевской церкви не найдено ни в одном из кишинёвских архивов, несмотря на сделанные по нашей просьбе изыскания. Лишь благодаря любезному содействию Л. С. Мацевича, кишинёвский священник о. Михаил Чакир доставил следующее предание, добытое им после долгих розысков среди местных старожилов из числа прихожан той же церкви. Один из них, старец лет 70-ти, рассказал отцу Михаилу, что упомянутая церковь сооружена в 1752 или 1772 году турецким сардаром Мазаракием по следующему поводу. Враги его подали на него, как на христианина, донос турецкому султану, от которого вышел приказ немедленно отдать Мазаракия под суд. Проживающий в Бендерах турецкий вали (губернатор) вызвал обвинённого к себе на суд. Мазаракий, отправляясь в Бендеры, помолился Богу и при этом дал обет соорудить на горе, где теперь фонтан, церковь в честь приближавшегося тогда праздника Рождества Пресвятой Богородицы, если Господь Бог поможет ему доказать свою правоту и выйти от вали оправданным. В Бендерах Мазаракий был вполне оправдан и, возвратясь в Кишинёв, соорудил обещанный храм. По словам рассказчика, об этом предании свидетельствовала надпись, выбитая на большом камне у церковных ворот, но ни надписи, ни камня не сохранилось, – говорится в труде Батюшкова.
Однако, как и у любого здания со столь древней историей, вокруг строительства храма ходит множество легенд.
По одной из них церковь была построена в 1742 (возможно в 1952) году на месте разрушенного землетрясением старого храма. Ее возведением занимался Василий Мазараки (Мазаракий) – вполне реальная личность. Сердар, бывший пыркэлаб Кишинёва Василаки (Василий) Мазараки был человеком довольно заметным, оставившим свой след в документах того времени. Умер он около 1755 года, то есть к 1772 году эта постройка относиться не может.
По другой легенде внезапно ослепла дочь боярина Мазараки и опечаленный отец, якобы, обратился к богу с просьбой об исцелении. Предание гласит, что отчая молитва была услышана, девушка прозрела, и воодушевленный родитель распорядился выделить средства на возведение церкви.
Однако существует и более зловещий вариант этой легенды. Его привел Sputnik Молдовы со ссылкой на человека, имя которого не называет по этическим причинам.
— В его личной коллекции старинных книг есть документ, где на уровне предания рассказывается следующее. В XVIII веке, когда селением Кишинеу владели одновременно Иерусалимский патриарх и монастырь на горе Синай, за право контролировать холм, на котором прежде стоял разоренный монастырь (братия после набега степняков разбежалась и не вернулась), боролись два боярина. Одним из них был Василе Мазараки, а другим – Василе Леу. В тексте есть намек, что семья Леу имела на этот холм больше прав, чем род Мазараки. Мазараки хотел, завладев этой землей, построить себе усадьбу. Вышестоящие власти в итоге оказались на его стороне, и жена другого боярина, с которым тот конфликтовал, не выдержав горя своей лишившейся крова семьи, умерла. Совсем скоро она явилась во сне Василию Мазараки и сказала, что «по велению божью» лишает зрения дочь боярина, пока тот не построит на этом холме храм вместо усадьбы. Что Мазараки и сделал, и тогда его дочь снова стала видеть, — пишет Sputnik Молдовы.
Странное совпадение — есть во дворе Мазаракиевского храма откопанное когда-то в толще грунта надгробие некоей Екатерины, дочери Василе Леу, датированное 1795 годом. Где находится само захоронение, неизвестно. Но считается, что эта женщина также была погребена на храмовом холме. Старожилы местной «магалы» рассказывают, как видели несколько раз в округе призрак женщины — он внезапно появлялся и также внезапно исчезал. Возможно, дух Екатерины Леу до сих пор охраняет Мазаракиевский холм, место, где был основан Кишинев.
Сейчас престол храма освящён в честь Покрова Божией Матери (с 1956 года, когда церковь была передана старообрядческой общине города).
Преосвященный Иосиф (Моржаков), епископ Кишиневский и всея Молдавии (будущий архиепископ Московский и всея Руси), дияконы Никита Латышев (будущий архиепископ Московский и всея Руси Никодим) и Никола Будников во время освящения переданной старообрядцам Мазаракиевской церкви.
До этого престол был освящён в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Но во времена Мазаракия храм был известен как церковь Святых Иоакима и Анны – именно это название указано на плане, составленном русскими военными. На плане, составленном в 1789 году, Мазаракиевская церковь отмечена как «Церковь Святых Акима и Анны, каменная с отправлением службы».
После того, как храм был передан старообрядческой церкви, его в очередной раз переименовали — в церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Со дня своего основания она неоднократно подвергалась перестройкам и реставрациям, а в XIX веке к основному зданию добавили колокольню. Но, несмотря на все проводимые реконструкции, здание сохранило свой первозданный облик.
Церковь была построена в старомолдавском стиле. Колокольня церкви состоит из двух уровней. Над колокольней возвышается колоколообразный купол. Первый уровень колокольни – это крыльцо, которое покрыто колпаком из полусферы, второй уровень – колокольная комната с тремя большими проёмами. Впечатление мягкости архитектурных форм создают плавное очертание апсид, срезанные и частично закруглённые углы колокольни, небольшой свес крыши, который поддержан простым карнизом. Сверху над окнами церкви располагаются треугольные карнизы, что объясняется влиянием неоклассицизма. Плавное очертание апсид, срезанные и частично закруглённые углы колокольни, небольшой свес крыши, поддержанный карнизом простого профиля, создают впечатление мягкости форм. Портал декорирован резьбой по камню, выполненной в стиле поздней готики.
Внутренние помещения имеют сводчато-купольные перекрытия, высота которых повышается по мере приближения к алтарной части. Самая высокая часть сводов расположена над богатым иконостасом. Внутреннее помещение храма кажется довольно просторным благодаря удивительной игре света.
Во дворе обители находится родник, возле которого любил отдыхать А. С. Пушкин. А еще при Мазаракиевской церкви было кладбище. Хотя вернее будет сказать, что нынешнее здание церкви располагалось на древнем средневековом кладбище Кишинёва и, скорее всего, даже на месте предыдущего здания. Археологические раскопки, проведённые в 2010 году, выявили захоронения XVI века.
На одном из надгробий даже можно разобрать первые слова текста, который полностью звучит так: «Уважаемый читатель, прошу тебя остановиться и помолиться, сказав «Да простит Бог грехи мои». Иордаки Хаитул (Хантул?) житничер». Другая сторона надгробия сейчас почти полностью покрыта слоем цемента, а кое-где фрагменты надписи утеряны уже навсегда. Но все же текст удалось восстановить:
Год 1808, 28 июня.
Иордаке меня звали,
В те немногие лета, что прожил я,
Жена меня любила и ласке моей внимала,
Ожидая увидеть,
Как плоды трудов моих порадуют меня,
Но когда пришло время их собрать,
Час смерти моей пробил.
И положив меня в могилу,
Укрыли глиной,
Чтобы стал червям я пищей
И печалью для супруги моей.
Прошу тебя, любимая жена,
Помни обо мне.
Место, на котором стоит церковь, является знаковым для истории Кишинёва. У самого подножия холма, на котором расположена Мазаракиевская церковь, установлен памятный камень, который указывает на то, что именно в этом месте совершил со своей дружиной привал молдавский господарь Стефан III Великий и что на этом месте он повелел: «Быть городу».
Мазаракиевская церковь была не просто культовым зданием, но и одним из оборонительных форпостов Кишинева. Она была окружена каменной стеной и от неё расходилась разветвлённая сеть подземных ходов, некоторые из которых выходили на противоположный берег реки Бык. Часть из этих тоннелей дошла до наших дней.
Бытует мнение, что в храме никогда не прекращались службы. Однако на самом деле с конца Великой Отечественной войны до 1956 года в здании церкви располагался склад бумаги.
До советской власти старообрядческих храмов в Кишинёве было три, все они были разрушены. В Мазаракиевской церкви очень строгие правила входа внутрь здания. В частности, мужчина без ритуального пояска, который подпоясывает рубаху навыпуск, как и женщина в шапке, внутрь храма не допускаются. Возле старинного храма всегда тихая и спокойная обстановка. Старообрядцам – священнослужителям и прихожанам Мазаракиевской церкви – удаётся и в наши дни сохранить дух времени и своей веры. Кстати, когда стены Мазаракиевской церкви в середине 50-х приняли старообрядцев, община перенесла сюда единственное, что осталось от их разрушенной обители – старые ворота, которые стоят здесь до сих пор.
Мазаракиевская церковь является одним из главных символов, как Кишинёва, так и всей Молдовы – ее часто изображают на молдавских календарях, сувенирах, рекламных плакатах. Церковь была изображена на серебряной коллекционной монете достоинством в 50 леев из серии монет «Святые обители», выпущенной НБМ в 2012 году. На реверсе монеты размещены: в центре – изображение Мазаракиевской церкви, слева находится надпись «sec. XVIII», в нижней части, в две строки, рисунок подписан заглавными буквами – «BISERICA MĂZĂRACHE DIN CHIŞINĂU».
Высотная застройка района церкви, начавшаяся в советское время и продолжающаяся сейчас, сильно испортила общий вид этого настолько важного места нашего города, но сама Мазаракиевская церковь продолжает притягивать внимание вековыми загадками и радовать глаз почти нетронутой стариной.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал https://t.me/enewsmd Много интересного: инсайды, заявления, расследования. Много уникальной информации, которой нет у других.