1 ноября в российский прокат выходит «Богемская рапсодия» — фильм о группе Queen и ее солисте Фредди Меркьюри, передаёт eNews со ссылкой на meduza.io
Главную роль сыграл американский актер Рами Малек, известный по сериалу «Мистер Робот». Картина рассказывает историю группы от ее основания до выступления на концерте Live Aid в 1985 году, не затрагивая подробностей личной жизни музыкантов. Кинокритик «Медузы» Антон Долин считает, что излишняя деликатность со стороны продюсеров и режиссеров сделала фильм похожим на не слишком интересное шоу двойников — хоть и с настоящим вокалом Меркьюри.
Чтобы понять если не все, то кое-что важное об этом фильме, не обязательно его смотреть: достаточно названия. «Богемская рапсодия» — словосочетание, понятное в первую очередь поклонникам Queen, а значит, и картина сделана прежде всего для фанатов. Обидное сужение, особенно если вспомнить, как много в багаже Queen песен, названия которых идеально подошли бы для драматичного байопика о взлете и падении звезды, о судьбе уникального певца и ключевой фигуры поп-культуры ХХ века Фредди Меркьюри. «Somebody to Love» (намек на непростую личную жизнь героя) и «Who Wants to Live Forever» (напоминание о его ранней смерти), «I Want It All» (его обсессивная натура) и «I Want to Break Free» (общеизвестное свободолюбие), «We Will Rock You» и «We Are the Champions» (все-таки речь о группе, а не только о ее лидере). Это только самые банальные варианты, перечислять можно бесконечно.
Однако продюсеры педантично и без малейшей фантазии взяли название самого расхожего — гениального, кто поспорит! — хита, будто обозначив свои целомудренные намерения: в личную жизнь не лезть, в детали не входить. О том, кого, когда и как любил и ненавидел Меркьюри, зритель получает только самые общие сведения. После фильма невольно начинаешь гуглить детали — так мало информации получаешь с экрана. Вместо этого тебе зачем-то объясняют, как трудно было пробиться в чарты в 1975 году с шестиминутной песней, включающей оперную интерлюдию, — как будто сегодня это имеет хоть какое-то значение.
Но это полбеды: о бессменных соратниках Фредди по Queen, об их характерах, биографиях, пристрастиях и антипатиях не узнаешь вообще ничего. Безусловно, актеры Гвилим Ли (гитарист Брайан Мэй), Бен Харди (барабанщик Роджер Тейлор) и Джозеф Маццелло (басист Джон Дикон) очень похожи на своих прототипов, но создается впечатление, будто смотришь не фильм, а шоу двойников. В клипе самих Queen «The Miracle» (еще одно потенциальное название для картины) с той же задачей справились не в пример креативнее.
Известно, что первоначальный план — взять на главную роль прославленного комика Сашу Барона Коэна — провалился из-за сомнений Мэя и Тейлора, непосредственно вовлеченных в проект в качестве сопродюсеров. Они боялись, что картина получится слишком «взрослой» и будет касаться болезненных тем, а бэкграунд Коэна как человека, переходящего в собственном творчестве все границы приличий, негативно скажется на восприятии фильма зрителями.
Можно предположить, что в тот момент, когда Коэн вышел из игры, все посыпалось. Впрочем, виноват в этом уж точно не молодой сериальный артист Рами Малек, вылезший из кожи вон, чтобы добиться портретного сходства с певцом и сыграть немногочисленные трогательные сцены как можно эмоциональней.
Стремясь никого не обидеть и не уязвить, обойтись поделикатнее с наследием Меркьюри и его влюбленными поклонниками, продюсеры картины перестарались. Финальный продукт вышел аккуратным настолько, что кажется стерильным. Нет в нем и заметных следов авторского присутствия. Безусловно, числящийся в титрах режиссером Брайан Сингер — человек неординарного таланта. Можно было бы помечтать о том, как его опыт в области фильмов о группах необычных людей (от «Подозрительных лиц» до «Людей Икс») поможет показать группу Queen в качестве эдакой команды сверхталантливых мутантов, но ничего подобного на экране нет. Без подсказки догадаться, кто был режиссером, невозможно при всем желании. И понятно почему: с Сингером продюсеры тоже расплевались, причем в разгар съемок, и «Богемскую рапсодию» завершал Декстер Флетчер (поставивший, в частности, недурную спортивную картину «Эдди „Орел“»), а в какой-то момент в режиссерском кресле, говорят, оказался даже сам Брайан Мэй.
Увы, как учит нас песня, которая дала название фильму, распевающий «Галилео Фигаро» хор звучит шикарно только на контрасте с солирующим вокалом или гитарой. Даже в коллективном творчестве редко можно обойтись без основного автора, который придал бы направление произведению и попытался бы в нем хоть что-то сказать, а не только рассказать. Неловко смотреть многомиллионный голливудский блокбастер о рок-группе, песни которой знает наизусть весь мир, и отчетливо осознавать, как он по всем статьям уступает вышедшему в том же году черно-белому малобюджетному русскому фильму о мало кому известных музыкантах, писавших свои песни в СССР примерно в те же годы.
Одно в «Богемской рапсодии» бесспорно хорошо — и это же безупречный фактор успеха картины: песни. Их не стали перепевать или перезаписывать, и даже в русской дублированной версии постоянно звучат подлинный вокал Меркьюри, гитара Мэя, бас Дикона и барабаны Тейлора. Это много с чем примиряет, сообщает eNews со ссылкой на meduza.io