Размахивая флагом
унионистской партии «Noi»,
Ризя стал срывать с террасы навес, а охране и журналистам правых телеканалов,
«случайно» оказавшимся на месте ЧП, кричал, что «будет бороться с мафией»,
главарь которой – генпримар столицы, и что терраса «построена на деньги,
украденные у налогоплательщиков». Ризя пообещал баллотироваться в
примары Кишинева. И это после того, как он не смог стать кандидатом в примары
Бельц: окружной избирательный совет отказал в регистрации уголовнику, чье
молдавское гражданство аннулировано.
Унионистам у нас
все можно, констатировали пользователи социальных сетей, полиция на такие вещи
не реагирует. «Для наших молдаван все наказуемо, для румын – нет, —
пишет возмущенная жительница Кишинева. — Если бы наши в Румынии так себя вели,
сразу бы попали в каталажку». С этим трудно поспорить – вспомним
агрессивную реакцию сигуранцы на создание организации по восстановлению
Молдавского государства времен Штефана чел Маре.
Памятники стали
одним из главных идеологических орудий унионистов Кишинева и Бухареста. С
кишиневцами никто не считается: 25 октября в парке Валя Морилор открыли непонятно
что, не спросив горожан. Некий памятник объединил память о двух совершенно
разных событиях. Это битвы при Мэрэшть и Мэрэшешть времен Первой мировой войны,
в которых русские и румыны плечом к плечу сражались против германцев и
австрийцев. И это некий расстрел пленных в подвале кишиневского ресторана в
1941 году, о котором горожане слышат впервые. Помпезность событию придало
участие посла Румынии Даниела Ионицэ, министра культуры Серджиу Продана, роты
почетного караула минобороны РМ.
Официально вообще
объявили, что восстановлен памятник некоему генералу Георгеску, но кто это
такой? В битве при Мэрешешть участвовал генерал Григореску – видно,
перепутали? На памятнике две надписи. Слева написано, что монумент был
установлен в 1937 году «по случаю 20-летия победы при Мэрэшть и Мэрэшешть.
Справа — что он посвящен 80-летию «освобождения Бессарабии и севера Буковины
румынской армией в июне-июле 1941 года». То есть памятник – одновременно немцам
как противникам и немцам как союзникам? Прямо-таки шизофреническое раздвоение.
Молдавская власть
не против такого монумента. Москва отнеслась иначе. «Мы решительно
осуждаем вопиющий факт прославления пособников нацистских преступников, —
заявила на брифинге официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. — Он
вызвал резкое неприятие в самой Молдавии, народ которой свято хранит память о
подвиге советских воинов, в первую очередь своих воинов».
Но кто же все это
придумал?
Появление глупой надписи стало неожиданностью для скульптора
Вячеслава Жиглицкого. В интервью порталу Noi.md он отметил, ему заказали
герб и кресты на памятнике погибшим во время Первой мировой войны, а отнюдь не
фашистам и их пособникам: «Я сам очень удивился появившейся вдруг надписи об
«освобождении Бессарабии и Северной Буковины румынскими войсками». Я с ней не
связан. Во всем мире никто не связывается с вещами, ассоциируемыми с фашизмом.
Возможно, в последний момент кто-то внес коррективы в согласованный ранее с
примэрией проект».
Кто это сделал – неизвестно.
И ведь такое происходит не впервые.
Памятник у озера
– практически копия того архитектурного уродства, которое мы видим по правую
сторону от кафедрального собора в главном парке Кишинева. И это «нечто»
также посвящено неким мифическим румынским мученикам. И тоже установлено
решением правительства пять лет назад без публичного обсуждения. Надпись
гласит, что это памятник трем унионистам: поэту и военному священнику Алексею
Матеевичу, публицисту и адвокату Симеону Мурафе и меценату Андрею Ходороже.
Мурафа и Ходорожа
были застрелены 20 августа 1917 года в винограднике на окраине Кишиневе
солдатами, дезертировавшими с фронта. В канун ноября 1917 года
большевиков в Бессарабии еще не было. Однако этот случай преподносится как
«большевистская расправа».
Причисление Матеевича к лику «мучеников»-унионистов, вообще
абсурдно. Офицер, священник российской армии заразился на фронте тифом и умер в
кишиневском госпитале в августе 1917 года. До конца своих дней был сторонником
Российской империи. Вот написанное Матеевичем предисловие к статье «Митрополит
Гавриил (Бэнулеску-Бодони)»: «Мы, жители Бессарабии, имели счастье праздновать
столетие присоединения нашего края к Российской империи… Присоединение к России
явилось началом той мирной жизни, которой мы в настоящее время живем и которую
давно чаяли родители наших родителей…».
К февралю 1918
года румынские войска захватили большую часть Бессарабии, и 27 марта на
заседании Сфатул Цэрий был поставлен вопрос об объединении. Решение
приняли под давлением оккупационных войск и при отсутствии кворума. Депутатов –
противников унири расстреляли. К чему привели эти действия? Об этом с горечью
писал в 1935 году румынский писатель Скарлат Каллимаки: «С момента вооруженной
оккупации и до сегодняшнего дня Бессарабия рассматривается как колония с
населением низшей расы, а отсюда и необходимость применения специфических
колониальных методов правления». Многие известные европейские писатели и ученые
отмечали, что даже в колониальной политике европейских держав трудно отыскать
аналогии тому террору, который царил в Бессарабии в 1918-1940-м и 1941-1944
годах.
Бессарабия стала
первой в Европе территорией, максимально очищенной от евреев. Румынские
солдаты и офицеры никак не преуспели в войне с Красной Армией, зато показали
изумительные успехи на фронте борьбы беспомощными стариками, женщинами и
детьми. Еврейский вопрос был решен уже к августу 1941 года, и именно за этот
«подвиг» маршал Ион Антонеску, единственный из иностранцев на тот момент, был
удостоен рыцарского креста с дубовыми листьями.
В Германию угнали
около 50 тысяч бессарабцев, узаконили телесные наказания рабочих. Крестьяне
платили около 40 видов налогов, продовольствие и скот изымались. Рабочие
получали по карточкам 150-200 граммов хлеба на человека. Сыпной тиф,
туберкулез, пеллагра и дизентерия — уровень смертности возрос вчетверо, от
голода и болезней только в первые два года погибло около 200 тысяч человек. Это
— данные ассоциации ученых Молдовы имени Н.Милеску-Спэтару. Но унионисты
воспевают времена оккупации.
С середины 60-х в Румынии шла ползучая реабилитация
Антонеску, историки писали о «мученичестве» фашиста, который якобы защищал
интересы народа. После падения диктатуры Чаушеску появились памятники
Антонеску, шло отрицание Холокоста. Но когда Румыния подала заявку на членство
в ЕС – все резко переменилось. Европа и США жестко потребовали осудить
фашистский террор Антонеску и признать ответственность за Холокост. В 2004 году
президент Ион Илиеску от имени государства признал ответственность румын за
убийство 380 тысяч евреев. С 2015 года действует закон, запрещающий оправдание
лиц, виновных в преступлениях против человечности и отрицании Холокоста.
Что остается? Увековечивать память Антонеску и других
фашистов в Кишиневе.
В сентябре 2012
года советники поселка Кодру, в основном либералы, приняли скандальное решение
назвать одну из улиц в честь Антонеску: якобы он останавливался в доме, который
до сих пор находится на этой улице. В еврейской общине Молдовы указали,
что такая «дикая глупость и провокация» была бы невозможна даже в самой
Румынии. С требованием отмены решения выступили представители АЕИ, лидер партии
«Наша Молдова» Серафим Урекян назвал его провокационным. Советники уступили.
Но бурное возмущение прошлых лет сменяется толерантностью к
диким выходкам унионистов. Молчат правые политики, молчит творческая
интеллигенция.
В Кишиневе есть
улица, названная в честь пособника Иона Антонеску — Октавиана Гоги. Это
память о 90-х годах и засилии в МСК унионистских сил, переименовавших улицу
Иринопольскую, в свое время названную в честь Григория, митрополита
Иринопольского и Ватопедского. Увековечено имя политика, возглавлявшего в
середине 30-х профашистское и антисемитское правительство й Румынии, лишившего
гражданства сотни тысяч евреев, планировавших их депортацию на Мадагаскар. Эта
личность удостоилась и бюста в центральном парке Кишинева на аллее классиков:
Гога был известен как поэт и драматург, автор профашистских и антисемитских
произведений. Прошло много лет, и одна из улиц центра Кишинева была названа
именем безумного униониста Константина Тэнасе.
Не постеснялись
фальсифицировать историю военного кладбища героев, где были похоронены военные
из России, Румынии, Чехословакии, Греции, Италии и других стран, которые
сложили головы во время обеих мировых войн. В 2007 снесли туберкулезную
больницу, землю продали, на костях построили торговый центр и комплекс жилых и
офисных зданий. Горожане объединились в комитет по спасению мемориального
комплекса «Кладбище героев». Однако вмешался мэр Дорин Киртоакэ, и внезапно
погост превратился в кладбище «румынских героев». В 2016 году его открыл
румынский посол – и ему предоставили роту почетного караула и президентский
оркестр.
Пропаганда
унионизма продолжается при негласной поддержке новой власти, и памятники
занимают в этой стратегии особую роль. В планах — восстановление «башни
унири», жалкого и убогого с архитектурной точки зрения сооружения,
воздвигнутого в 1942 году в селе Гидигич «в память освобождения Бессарабии от
советской оккупации румынскими войсками». Башня простояла два года и
рухнула в ходе августовских сражений за освобождение Молдавии летом 1944 года.
Но так называемый «совет объединения» — НПО, существующее на деньги из-за
Прута, взялось еще десять лет назад собрать деньги на восстановление башни, а
затем ее изображение перенести на обложку учебника истории для школьников. Что
примечательно, никто не дал ни гроша из своего кармана на возведение еще одного
уродства. И не даст никогда. Авторы идеи ждут денег из Бухареста. Им будут
аплодировать люди, материально заинтересованные даже не в самой унире, а в ее
бесконечной пропаганде
Николай Менюк