Уже много лет
говорят о том, что конкурс с каждым годом политизируется, что неважно, какую
песню и как споют. На этот раз были побиты все рекорды политической
предвзятости, некорректности и беззакония. Когда на спортивную арену
«Pala Alpitour», где в 66-й раз проходил финал, не вышла Россия, которую
отстранили по решению руководства Европейского вещательного союза, стало ясно,
что победа украинцев предопределена. Букмекеры за неделю до конкурса оценивали
ее вероятность для группы «Kalush Orchestra» с песней «Stefania» в три раза
выше, чем ближайшего соперника. Чтобы добиться для Украины поощрительного приза,
Европейский вещательный союз пошел на самые циничные манипуляции, обвинив в
нарушении правил конкурса Азербайджан, Грузию, Монтенегро, Польшу, Румынию и
Сан-Марино, чьих представителей исключили из состава жюри.
Когда украинское
жюри поставило ноль баллов конкурсанту из Польши – говорили не о песне,
представленной поляками, а о том, что Варшава поддерживает Киев в противостоянии Москве. Оправдываясь,
глава жюри Вадим Лисица написал в Facebook, что за процессом голосования
пристально наблюдали юристы, что все члены жюри ознакомились с правилами
голосования и никаких возможностей влиять на решение друг друга не имели,
поэтому Польша и другие страны получили те оценки, которые заслужили, а денег,
преференций и других поощрений никто за это не поимел. Член жюри, украинская
певица Ирина Федишин написала в Instagram: «Несмотря на то, что
«Евровидение» все же вроде как аполитичный конкурс, трудно
отстраниться, когда в твоей стране война и больше руку помощи тебе протягивает
Польша».
Но та же Федишин
усомнилась в результатах. Каждый член жюри ставил баллы от себя самого в
бланке и не имеет права это обсуждать – но украинская певица все же озвучила
баллы, которые поставила польскому певцу. Как вышло, что при суммировании баллов
(что фиксируется юридически под наблюдением нотариуса) вместе с баллами Федишин
и еще одного члена жюри, также огласившего свои оценки, для Польши среднее
арифметическое вышло как ноль баллов?
Итак, конкурс
стал не состязанием песен, а митингом солидарности с Украиной, как раньше был
митингом солидарности с трансгендерами. И в этом никто не стесняется
признаваться. Манипулирование голосами очевидно, но и это никого не смущает.
Где же та Европа, которая стала синонимом справедливости и законности в процессе
евроинтеграции Молдовы?
Скандальная ситуация произошла и с Румынией: в эфире
были зачитаны не те результаты, которые дало национальное жюри в Бухаресте.
Румынию просто отключили – ведь пальма первенства румынами была отдана не
Украине, а Молдове, и такой результат организаторам конкурса-митинга был не
нужен.
Кстати, нормально
ли то, что площадка «Евровидения» традиционно используется для демонстрации
братства Молдовы и Румынии? Разве это не означает политизацию
происходящего? «Zdob si Zdub» и братья Адваховы спели песню «Trenulețul» о том,
как поезд едет по двум государствам, но по одной стране, а солист группы Роман
Ягупов заявил: «Мы победили! Мы делаем унирю!»
Директор «Телерадио-Молдова» Влад Цуркану в полном
соответствии с контекстом «Евровидения» обвинил кишиневское жюри в том, что, в
отличие от молдавской публики, отдавшей наибольшее количество голосов артистам
из Румынии и с Украины, оно предпочло дать наибольшее количество баллов Украине
и Великобритании, проигнорировав выступление румын. В своем выступлении на TVR
1 он заявил, что никогда такого не было, чтобы румынский участник
«Евровидения» не получал бы баллов от Кишинева. «Отношение молдавского жюри к
выступлению румынских артистов на сцене «Евровидения» отличается от отношения
Республики Молдова к Румынии», — оправдывался бывший пресс-секретарь Николае
Тимофти.
В финале Румыния в голосовании зрителей заняла 18-е место с
64 баллами при 12 баллах от национального жюри. Республика Молдова получила
окончательный результат в 253 голоса – седьмое место при втором месте в ходе
зрительского голосования. Сенсацией стал второй по количеству голосов результат
Великобритании. «Являясь одной из стран-основательниц «Евровидения» и ежегодно
получая пропуск в финал без прохождения предварительного отбора, Великобритания
долгие годы стабильно занимала последние или предпоследние места, — написал
российский «Коммерсантъ». — Даже большие артисты вроде Бонни Тайлер, Энгельберта
Хампердинка или Blue не приводили страну в первую десятку. В 2021 году
представлявшему ее Джеймсу Ньюмену не дали ни одного балла ни члены
национальных жюри, ни зрители. А вот певец Сэм Райдер, прославившийся в TikTok
в период пандемии COVID-19, на нынешнем конкурсе выиграл в голосовании
национальных жюри и занял второе место по общему итогу с песней «Space Man». И
это не единственный факт, переворачивающий наши представления о конкурсе».
Продюсеры
«Евровидения» Кристер Бьоркман и Ола Мельциг будут адаптировать формат
«Евровидения» для Америки, сообщает издание: «Таким образом, европейский
поп-конкурс, который всегда противопоставляли «настоящей» музыкальной индустрии
Великобритании и США, теперь является полноценной частью мирового рынка
развлечений и как событие, и как формат». Следует добавить: и частью мирового
рынка политики.
Ион Стойка