Деревянный сундучок с необходимыми для победы над нежитью
инструментами первоначально оценивали в две-три тысячи фунтов стерлингов
(2400-3600 долларов), но в итоге продали за 13 тысяч фунтов (15 700 долларов). С учетом премии покупателя —
дополнительный аукционный сбор, некогда сгубивший Кису Воробьянинова —
окончательная цена составила 16 900 фунтов (20 200 долларов), пишет naked—science.ru.
Футляры с инструментами для охотников на вампиров сбывают не
столь уж редко, но обычно их содержимое представляет собой совершенно бросовые
наборы. Например, в одном из проданных два года назад сундуков находились
перочинный нож, бутылка с зубами акулы и фигурка монаха-волка из слоновой
кости. Не вполне понятно, как эти предметы должны помочь охотнику на вампиров в
его непростой работе. Но свежепроданный «тревожный чемоданчик» содержит отнюдь
не случайный набор предметов.
Сундучок, как и
наполняющие его вещи, изготовили в конце XIX века по заказу Уильяма Малкольма Хейли — его
инициалами помечены некоторые предметы набора. Хейли родился в 1872
году, учился в Оксфорде и в возрасте 24 лет поступил на гражданскую службу в
Индии. Карьера складывалась весьма удачно: он был губернатором Пенджаба с 1924
по 1928 год и губернатором Объединенных провинций Индии с 1928 по 1934 год. В
1921-м его посвятили в рыцари, а спустя 15 лет возвели в пэры. Позже Хейли
работал директором Африканской службы. Зачем такому человеку — администратору,
дипломату и законнику — столь необычный набор? Посмотрим на инструменты грозы
вампиров.
Дубовый футляр
украшен двумя латунными распятиями на крышке, которые служили секретными
запорными устройствами на случай, если замок и ключ выйдут из строя. Внутри
находятся выдвижной лоток с прорезями для пары маленьких пистолетов, фляжки с
порохом и бутылочки со святой водой. Под лотком сделаны отделения, в которых
хранятся готическая Библия, деревянный кол и молоток, украшенные металлическими
элементами, пара латунных подсвечников, еще одно распятие, зеркало и четки.
Согласитесь, с подобным набором охотник должен чувствовать себя увереннее, чем
с зубами акулы.
В карьере
Малкольма Хейли на индийской гражданской службе нет ничего такого, что могло бы
навести на мысль об охоте на вампиров, нет и личных записей, которые объяснили
бы эту связь. Но так как эксперты датировали его концом XIX века, можно
предположить, что мысли о вампирах запали в голову молодого англичанина под
седыми сводами Оксфорда. Кровососущая нежить тогда была популярной темой в
массовой культуре. Но так было не всегда.
Хотя в фольклоре разных стран различного рода вампиры, упыри
и вурдалаки представлены достаточно широко, в кругу образованных людей разговоры
об «ужасах ночи» особо не были приняты. Все изменилось в начале XIX века. В
1819 году была опубликована повесть «Вампир» английского писателя и врача Джона
Полидори. Это первое в истории художественной литературы произведение, в
котором описаны вампиры современного образа.
История создания
повести связана с именами Байрона (Полидори был его личным врачом и
путешествовал вместе с поэтом), Перси Бишопа Шелли и Мэри Годвин (будущая
Шелли). Именно эта тесная компания сподвигла трезвомыслящего медика
написать «совершенно неправдоподобную» историю.
Книга пользовалась популярностью в обществе, а Полидори стал
первым автором, который превратил вампира из дикого чудовища из сказок в
аристократа высших слоев общества. О таком вампире и поболтать было приятно. Охотник
на вампиров становился не грубой деревенщиной с осиновым колом, а образованным
человеком, умело сочетающим проверенные народные средства (осиновый кол),
религиозные символы (распятие, святая вода) и достижения цивилизации
(пистолеты).
Своего пика интерес
к вампирам достиг к концу века, после выхода в 1897 году романа Брэма Стокера
«Дракула». Будущий пэр Англии Малкольм Хейли тогда уже служил в Индии.
Неизвестно, был при нем набор охотника на вампиров и находил ли он в Пенджабе
цели для применения предметов из сундучка.