Предыдущие ответы см.: Незалеченная
рана Православной Церкви Молдовы, Незалеченная
рана Православной Церкви Молдовы – 2, Незалеченная
рана Православной Церкви Молдовы – 3, Незалеченная
рана Православной Церкви Молдовы – 4
– Недавно, 31 августа 2023 года, большая группа румынских
архиереев и священников совершили в Бельцах «освящение» креста на месте
строительства будущего «кафедрального» собора так называемой Бельцкой
епископии, относящейся к раскольнической организации «Бессарабская митрополия».
Неужели в Румынском Патриархате не осознают, что подобными действиями
запрутские братья лишь еще более усугубляют церковный раскол в Республике
Молдова?
– Действительно, об этом событии достаточно подробно
сообщили молдавские информационные ресурсы, отметив и факт участия в
мероприятии целых шести иерархов Румынской Православной Церкви, и зачитывание
послания к собравшимся от Патриарха Румынского Даниила, и вручение румынских
церковных наград и т.д.
При этом, как принято у нас в светских СМИ независимо от их
политических симпатий, перечисляя имена и должности архиереев, эти ресурсы
«забыли» (или сделали это по незнанию) уточнить, что как минимум двое из шести
– «митрополит» Бессарабский Петр и «епископ» Бельцкий Антоний – пребывают в
расколе.
Написал «как минимум», потому что 10-е правило святых
апостолов недвусмысленно гласит: «Если кто с отлученным от общения
церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен». То
есть речь не только о молитве в стенах храма – о любой молитве. А тут не просто
молитва, а Литургия, в которой участвовали митрополит Молдовы и Буковины
Феофан, епископ Хушский Игнатий, епископ-викарий Вадской, Фелякской и Клужской
архиепископии Бенедикт Бистрицанул и архиепископ-викарий Девской и Хунедоарской
епархии Геронтий Хунедорянул.
По сути, о том же самом – что не должно молиться вместе
с еретиками или раскольниками – говорит и 33-е правило Лаодикийского
Поместного святого собора. Это известно даже мне – обычному православному
мирянину.
Как известно и другое каноническое правило Православной
Церкви: «Да не будет позволено епископу всенародно учить в другом, не
принадлежащем ему городе. Если же кто-либо будет уличен в том, что так делает,
да будет отстранен от епископства» (Правило 20-е Шестого Вселенского
Собора – Константинопольского, Трульского). А тут из Румынии в чужой город и в
чужую епархию приехало целых четыре епископа, да в придачу целый десант
румынских священников – и все это было сделано без ведома архиепископа
Маркелла, правящего архиерея канонической Бельцкой и Фэлештской епархии
Православной Церкви Молдовы.
В самом деле, как нам, верующим Митрополии Кишинева и всея
Молдовы и гражданам Республики Молдова, относиться к подобным визитерам,
откровенно пренебрегающим церковными устоями?
Для нас не является секретом снисходительное отношение
румынского священноначалия к церковным канонам всякий раз, когда заходит речь о
«Бессарабской митрополии». И мы этому не удивлены, потому что знаем, что
возникновение этой «митрополии» было в значительной степени инспирировано лично
Блаженнейшим Патриархом Даниилом, мы об этом уже писали.
Не станет же руководство Румынской Православной Церкви признаваться само себе,
что нарушает правила святых апостолов.
Хорошо известны нам и все аргументы квазиисторического или
этнического свойства, которые приводятся румынской стороной для оправдания
своей церковной, говоря политическим языком, интервенции в Молдову. И о
политическом факторе – сначала только румынском, а в последнее время уже и
американском, – который влияет на эту интервенцию и стимулирует ее, мы тоже
осведомлены.
Наконец, мы в курсе и тех модных экуменических тезисах о
том, что в наше время каноны, выработанные и утвержденные святыми отцами на
Вселенских соборах, якобы уже не столь актуальны, как в первые века
существования Церкви Христовой. Если кто-то хочет думать таким образом, его
дело. А мы хотим оставаться верными чадами нашей Церкви именно в том виде, в
каком ее определили отцы. Пусть с учетом принципа так называемой икономии
(снисхождения) – тогда и там, когда и где это возможно. Но не забывая, что цель
любого церковного снисхождения состоит в том, чтобы помочь согрешившим –
то есть в нашем случае молдавским раскольникам – вернуться на путь истины,
покаяния и соблюдения канонического строя. Потому что верим, что только этот
путь может привести нас к Иисусу Христу, к прощению и спасению Им нас, грешных.
Когда же мы видим, как руководство Румынской Церкви
продолжает политику по углублению раскола в Православной Церкви Молдовы, а
действо в Бельцах 31 августа направлено именно на это, такое поведение вызывает
у нас чувство горечи и сожаления. Потому что это поведение точь-в-точь
повторяет надменное поведение румынского политического класса в отношении
молдаван Республики Молдова, которым сначала отказывают в праве на этническую
самоидентификацию, записывая их поголовно в румын, а затем – и в праве молиться
в своей Матери-Церкви, в которой их крестили и венчали и в которой они
провожали на небеса своих близких.
И ведь не первая попытка, в истории такое уже было. Речь о
периоде 1918-1940 годов, сохранившим в памяти нашего народа весьма неоднозначные
воспоминания. Единого восприятия того периода, когда Бессарабия была частью
королевской Румынии, нет до сих пор, хотя уже более трех десятилетий у нас
вместо былой советской истории Молдавии преподается в школах история румын.
Приведу в этой связи релевантное признание Онисифора Гибу –
румынского философа и историка, которого по праву считают одним из главных
вдохновителей идеи объединения Бессарабии с Румынией: «…Необходимо признать
большую ошибку, которая была допущена всеми в отношении Объединения Бессарабии:
никто не озаботился серьезным образом изучением основ и наиболее подходящих
методов для его естественного осуществления.
Напротив, как местные руководители, так и руководство
из Центра (из Бухареста – В.Ж.) действовали относительно Бессарабии без
малейшего учета ее души, ее нужд, ее желаний, чем отдалили ее душевно от
того, чего она в моменты своего величия желала столь горячо» (цит. по книге
«Onisifor Ghibu. De la Basarabia rusească la Basarabia românească.[От
Бессарабии русской к Бессарабии румынской] Cluj, 1926» – выделено мною).
Именно в игнорировании румынами нужд и желаний населения
Бессарабии в упомянутый период и состоял тот исторический урок. Который остался
невыученным не только современными румынскими политиками и их кишиневскими
партнерами, но и, увы, священноначалием Румынской Православной Церкви,
повторяющим ту же самую большую ошибку.
Жаль, потому что мы, верующие Митрополии Кишинева и всея
Молдовы, хоть и остаемся в составе Русской Православной Церкви и не собираемся
от нее отделяться, но нуждаемся и в богатстве румынского православия. Нам важны
традиции румынской монашеской жизни, мы ценим православные святыни Румынии,
богословское наследие отца Думитру Стэнилоае, духовные наставления великих
старцев Клеопы (Илие), Иоанникия (Бэлэна), Иустина (Пырву) и многое другое из
того, что нас, молдаван, роднит и сближает с румынами.
И, разумеется, продолжим ценить и далее – вопреки
неканоническим шагам по углублению раскола в Православной Церкви Молдовы,
которые мы не приемлем и которые нас лишь отдаляют.
А что касается молитв с раскольниками… Вот уже более трех
десятилетий молдавские священники, когда едут в Румынию, участвуют в
богослужениях совместно с румынскими клириками. Точно так же и российские, и
украинские священники. И румынские батюшки – когда бывают у нас в Молдове или в
России, на Украине – служат вместе со священниками Московского Патриархата. Это
нормально, так и должно быть. Но к «клирикам» из «Бессарабской митрополии» эта
норма не относится, данный церковный раскол до сих пор не урегулирован, рана,
нанесенная церковному телу, не уврачевана.
Почему Румынский Патриархат эта невозможность литургического
общения с клириками, уклонившимися в раскол, волнует куда меньше, чем,
например, судьба каких-нибудь церковных зданий, – старых или еще не
построенных? Этот вопрос я оставлю без ответа.
Виктор Жосу