«Этот скандал с «идентичностью» комментировать
особо нечего… Есть над чем подумать и, что гораздо важнее, действовать в
смысле деэскалации дискурсов идентичности в молдавском обществе.
Особенно те, которые идут сверху вниз. Потому что они
воспроизводятся и усиливаются вниз и становятся генераторами насилия.
То, что молдавские «элиты» умеют говорить только
на языке идентичности, это мы давно знаем — не в состоянии предложить программу
развития, не в состоянии представить себе видение страны на ближайшие 20 лет,
бессильны изменить даже одну цифру в бюджете без одобрения МВФ, Всемирного
банка и Американской торговой палаты, молдавские элиты бесконечно размышляют о
вопросах идентичности: языке, идентичности, историческом прошлом, исторической
правде, традициях, вере и т.д.
Петру Негура однажды написал прекрасную статью о том, что
«проблема идентичности в Молдове принадлежит элитам, а не массам»», пишет Спрынчанэ.
«Эти элиты обслуживаются интеллектуальным классом, который
пережевывает тот же язык идентичности — отчасти потому, что он прикрывает (и
оправдывает) их сотрудничество с режимом в советский период, отчасти потому,
что полностью оторван от региональных и глобальных культурных процессов…
(когда-нибудь нам также придется обсудить, как полоскание
идентичности используется как механизм деполитизации политики и публичных
дискуссий).
Результатом является публичное пространство, в котором
дискурсы идентичности насильственно вытесняют все другие дискуссии и заменяют
их. Чем больше социальное или экономическое насилие, тем более жестокой
является риторика идентичности, которая их заменяет. Публичное пространство
(политические элиты и обслуживающий их интеллектуальный класс) становится,
таким образом, токсичной зоной, где идентичность является единственным
универсальным объяснением и оправданием…
Идентичность-насилие сверху нисходит, также как единое
объяснение и мышление (мы бедны и платим чрезвычайно дорого за все… из-за
достоинства, идентичности, истории и т.д… не из-за легкомыслия тех, кто
правит).
Миллионеры в политике дают уроки «достоинства идентичности»
беднякам с пенсиями в 2000 леев и заставляют последних покупать более дорогие
вещи, терпеть дефицит и мириться с неравенством и злоупотреблениями… во имя
национального достоинства, или во имя языка, или исторической правды…»,
отмечает активист.
«Насилие над идентичностью присутствует повсюду: люди спорят
в переполненных троллейбусах из-за языка, на котором они говорят, врачи
отказываются говорить или лечить пациентов из-за языка, продавцы и покупатели
спорят об исторической правде, водители и пешеходы ругаются друг с другом из-за
того, «кто венецианец, а кто местный».. И это насилие, пусть даже чисто
символическое (в том смысле, что оно воспринимается как менее токсичное).
Самый большой риск заключается в том, что она может
скатиться к физическому насилию. Или еще хуже — в различных формах ненависти к
каким-то группам… То, что уже происходит — ядовитые речи о вере и традициях
уже каждый год приводят по случаю гордыни всевозможных «идентификаторов»,
считающих себя вправе ломать чужие головы…
Цикл насилия известен — сегодня злословишь, завтра языком
обезличиваешь и дегуманизируешь, послезавтра естественно проявляется физическое
насилие…
То, что некоторые «лидеры мнений из Кишинева» в оправдание
ссылаются на прошлое, т.е. око за око, печально и опасно…», подытожил Виталий
Спрынчанэ.
Подписывайтесь на наш
Telegram-канал https://t.me/enewsmd
Много интересного:
инсайды, заявления, расследования. Много уникальной информации, которой нет у
других.