Это – первый случай, когда сожжение Корана привело к
судебному приговору. Ранее шведская прокуратура не выдвигала обвинений против
подобных протестов, заявляя, что эта акция подпадает под законодательство о
свободе слова и самовыражения, пишет bbc.com.
Окружной суд Линчёпинга в центральной Швеции признал
27-летнего мужчину виновным в «агитации против этнической группы», заявив, что
его действия «нацелены на мусульман, а не на ислам как религию» и «вряд ли
можно сказать, что их целью была объективная и беспристрастная дискуссия».
В сентябре 2020 года этот мужчина записал видеоклип возле
собора Линчёпинга, на котором было показано, как он сжигает на гриле завернутый
в бекон Коран, над которым прикреплена надпись с уничижительным замечанием в
адрес пророка Мухаммеда.
Мужчина опубликовал видео в социальных сетях — Твиттере
(теперь переименован в X) и YouTube.
Ультраправая песня
Одним из главных аргументов против подсудимого оказалось то,
что в качестве музыкального сопровождения он выбрал песню «Remove Kebab»
(«Убери кебаб»).
У нее довольно мрачная история. Она появилась во время
Балканских войн 90-х годов XX века с первоначальным названием «Караджич, веди
сербов своих». Припев же был взят на вооружение крайне правыми группировками и
в других странах как призыв к религиозной чистке мусульман.
Слова «Убери кебаб» были написаны на одном из ружей Брентона
Тарранта, учинившего массовую стрельбу в городе Крайстчерч в Новой Зеландии, в
результате которой 51 человек погиб и более 40 получили ранения. Таррант также
разместил в интернете видео, на котором заснял себя на пути к месту резни. На
нем отчетливо слышно, что в его машине играет эта песня.
Поэтому суд особо отметил, что «эта музыка тесно связана с
нападением в Крайстчерче в 2019 году».
Мужчина утверждал, что никаких правонарушений не совершал, а
его действия представляли собой всего лишь критику ислама как религии.
Суд, однако, этот довод не принял: «Суд считает, что
выбранная музыка к фильму такого содержания не может быть истолкована
иначе, чем как угроза в адрес мусульман с намеком
на их веру, — говорится в заключении. — Содержание
фильма и форма его публикации таковы, что становится ясно, что основной
целью ответчика не могло быть ничто иное, кроме как выражение угроз
и презрения».
Сожжение священных книг и свобода слова
Это – не единственный случай сожжения Корана в Швеции. Самым
резонансным стал январский эпизод, когда Коран у посольства Турции сжег
гражданин Дании Расмус Палудан – ультраправый политик, основавший антиисламскую
партию Stram Kurs («Жесткий курс»).
Полиция Швеции разрешила ему провести акцию у турецкого посольства
в Стокгольме, но не санкционировала сожжение Корана. Палудан запрет
проигнорировал и Коран все-таки сжег.
Этим летом полиция страны, после того, как эпизоды сожжения
Корана вызывали осложнения в отношениях Швеции с мусульманскими странами (в том
числе и с Турцией, которая использовала этот эпизод как повод для затягивания
принятия Швеции в НАТО), стала отклонять подобные заявки на проведение
протеста.
Разрешения запрашивались и на демонстративное сожжение
других священных книг, включая Библию и Тору, которую намеревались сжечь у
посольства Израиля.
Правительство Швеции осквернение священных книг осуждало, но
неоднократно отмечало, что эти действия не противоречат законам страны.
Не далее как в 2020 году прокурор София Сирен закрыла предварительное
расследование по делу о разжигании ненависти через осквернение Корана, заявив:
«Невозможно доказать, что было совершено преступление. Сжигание Корана само по
себе не является противозаконным».
В том же году 15 мусульманских групп в Стокгольме
потребовали запретить сожжения религиозных текстов и высмеивание религиозных
верований.
«Мы не хотим, чтобы в Швеции можно было бы по закону сжигать
священные книги, такие как Коран, Библия и еврейские писания», — заявил Хусейн
Фарах Варсаме, который в то время был имамом мечети в стокгольмском районе
Ринкебю.