«Проблема использования информации в современном ее виде состоит
в том, что она носит бессистемный характер, не структурирована, а значит
не усваивается. Ее авторство непонятно и потому не может переживаться
личностно в сравнении с книгой, которая является индивидуальным
общением. Мы видим, что те дети, которые много проводят времени
в гаджетах, к сожалению, хуже понимают эмоции, ведь и эмоции социальны
по природе, для их освоения детям нужно реальное общение со сверстниками
и взрослыми», – объяснил Веракса.
По его словам, создатели
цифрового контента создают ребенку переживание успеха, что заставляет
его проводить больше времени с гаджетами. Однако этот успех не имеет
отношения к тому, которого действительно можно добиться в жизни.
— Какая деятельность не способствует развитию саморегуляции?
— Например, бесконтрольное использование цифровых устройств. Оно
наносит вред как детям, так и взрослым. Контент, который предполагается
в гаджетах, способствует быстрому переключению внимания, и развитию
скорости реакции. Но что касается памяти и умения сдерживать сиюминутные
порывы, то здесь все с точностью наоборот.
Важно развивать уровень саморегуляции с самого детства, потому что
потом с этим могут возникнуть проблемы. Согласно результатам нашего
исследования, у детей, у которых была сформирована зависимость от
гаджетов в 5-7 лет, в школе проблемы с саморегуляцией только
усугубляются. Время в смартфоне они проводят только больше.
Мы каждый год проводим опросы, в которых принимают участие десятки
тысяч родителей дошкольников, и больше 90% взрослых дают ребенку в руки
смартфон и осознают, что ребенок сутками проводит время в гаджете.
— Сколько в среднем дошкольнику рекомендуется проводить экранного времени в сутки?
— Можно сказать, что это час в день. Но, конечно, важно, чтобы
взрослый был причастен хотя бы к обсуждению того, что происходит
на экране. Такое обсуждение может снизить негативное воздействие
на ребенка.
— К каким проблемам может привести чрезмерное использование гаджетов?
— У детей это снижение темпов развития воображения, эмоций, речи.
Проблема использования информации в современном ее виде состоит в том,
что она носит бессистемный характер, не структурирована, а значит не
усваивается. Ее авторство не понятно и потому не может переживаться
личностно в сравнении с книгой, которая является индивидуальным
общением.
Мы видим, что те дети, которые много проводят времени в гаджетах,
к сожалению, хуже понимают эмоции, ведь и эмоции социальны по природе,
для их освоения детям нужно реальное общение со сверстниками и
взрослыми.
— Вы говорите, что гаджеты влияют на саморегуляцию и снижает ее. Какой механизм за этим стоит?
— Что важно для производителей игр? Чтобы ребенок максимально долго
был в цифровой игровой ситуации. А что сделать для того, чтобы он был
в ней как можно дольше? Нужно создать ребенку переживание успеха. А как
его создать? Если он быстро нажимает на кнопки, то ему говорят, какой он
молодец, как здорово у него все получается. Такие игровые ситуации
для детей становятся личностно значимыми. И дальше эту ситуацию очень
тяжело изменить, ведь чтобы добиться успеха в реальной жизни, ребенку
нужно потратить много часов.