«Появится ли у коллектива Национальной филармонии своё новое
здание и каким его видят власти?», «Что было сделано за минувшие три года,
чтобы приблизить день сдачи в эксплуатацию нового помещения артистам?», «Есть
ли какие-то подвижки в проектировании объекта и в вопросе поиска финансовых
средств на весь объём работ?»: на эти и ряд других вопросов журналист портала Noi.md
попыталась выяснить ответы и рассказать всю историю, связанную с пострадавшим
объектом культурного наследия, охраняемого государством, в данном материале.
Здание с богатой историей
Здание, в котором располагалась Национальная филармония,
было построено в 1912-1913 годах, свидетельствуют исторические данные,
приведённые на официальном сайте данной концертной организации. Тогда строение
задумывалось как место для театральных и цирковых представлений и вмещало 360
зрителей. В 1914 году были возведены пристройки, где разместили
кинопроекционное оборудование, обустроен кинозал, которому дали название
«Экспресс». Позже здесь также периодически организовывались встречи, а часть
помещений была передана в пользование Обществу румынской прессы из Бессарабии
для организации игры «Лотон».
Как следует из архивных документов, в июне 1942 года в
кинозале насчитывалось 898 мест. В сентябре 1942 года в этом здании капитан
запаса Костин Иоан даже намеревался открыть гостиницу.
В течение некоторого времени в данном сооружении
располагался музыкально-драматический театр, а с 1954 года в нём обосновалась
Филармония Молдавской ССР, но само учреждение было основано в 1940 году.
На протяжении всего периода эксплуатации строения в нём
проводились различные строительные и ремонтные работы. Так, в 1958 году была
разработана проектная документация по реновации здания Государственной
филармонии, а сами работы проводились до 1962 года. В период с 1957-го по 1968
год были проведены масштабные работы по восстановлению данного объекта. К
существующему строению был пристроен трёхэтажный корпус с частичным подвалом, а
также полумногоугольная колоннада, подчеркнувшая главный вход. Проект был
выполнен под руководством архитектора В. А. Войцеховского в рамках
Государственного проектного института «Молдгипрострой».
В 2020 году здание Национальной филармонии тоже косметически
латали, приводили в порядок накануне празднования 80-летнего юбилея, но 24
сентября оно сильно пострадало от мощного пожара, который возник в ходе
ремонтных работ.
Из искры возгорелось пламя…
Пожар в здании Национальной филармонии имени Сергея
Лункевича был классифицирован как самый масштабный в Республике Молдова в 2020
году. Возгорание произошло около полудня в пристройке комплекса зданий, где
проводились сварочные работы. Из небольшой искры в буквальном смысле
возгорелось пламя, которое, как казалось рабочим сначала, удастся легко и
быстро потушить, но всё закончилось плачевно. Огонь быстро перекинулся и
распространился внутри здания, а борьбу с ним пожарные вели много часов. Спасти
строение, являвшееся одним из значимых культурных объектов Молдовы, не удалось.
Его признали непригодным для использования: были уничтожены библиотека,
репетиционные и оба концертных зала, обрушился потолок главного зала, сгорело
несколько десятков музыкальных инструментов, в том числе и четыре рояля,
расположенные в оркестровой яме (каждый стоимостью более €100 тыс.); архив
партитур, собираемых с 1940 года. Огонь превратил в пепел около 3,5 тыс. м²
площади.
«Из-за одной искры во время ремонтных работ произошло такое
большое несчастье. Никто ничего даже не заметил сначала… Потом появился дым.
Было около 50 человек на репетиции, всех эвакуировали. Такой 2020 год… К
80-летию филармонии это произошло. Мы не знаем, что сейчас внутри, рухнуло
всё…», – говорила со слезами на глазах журналистам в день пожара три года назад
директор Национальной филармонии Светлана Бивол.
После того, как пожар потушили, была проведена судебная
экспертиза. Как написал newsmaker.md, в отчёте указывалось, что пожар вспыхнул
в санитарном блоке № 1, а через систему вентиляции перебросился и на близ
расположенные помещения. А причиной возгорания назвали «контакт раскалённых
стальных частиц, образовавшихся в процессе резки стальных труб шлифовальной
машиной с горючими материалами, находящимися в непосредственной близости».
Правоохранительные органы завели уголовное дело, в рамках
которого были выдвинуты обвинения трём работникам филармонии – главному
инженеру, старшему технику и его помощнику. Их обвинили в халатности. Согласно
материалам дела, получившие от главного инженера задание навести порядок в 1-м
санитарном блоке старший техник и его подчинённый, стали резать стальные трубы,
не соблюдая технику безопасности, рядом с легковоспламеняющимися предметами. В
итоге произошло возгорание, которое не удалось локализовать. Огонь фактически
уничтожил памятник культурного наследия, охранявшийся государством, а его
стоимость составляла 5,3 млн леев. Также пожар уничтожил всё содержимое
помещения, которое в филармонии арендовал один из молдавских предпринимателей.
Ему был нанесён материальный ущерб в размере 3,5 млн леев. По окончанию
расследования Центральный офис столичной прокуратуры направил материалы на
троих обвиняемых в судебную инстанцию.
Проект возрождения
Спустя два года после пожара, в августе 2022-го, во время
представления отчёта о деятельности за год полномочий министр культуры Сергей
Продан объявил, что руководимое им госведомство с сентября объявит о старте
международного конкурса концепций проектов строительства нового здания
Национальной филармонии.
«В сентябре мы объявим конкурс идей, но самое главное, мы
создадим попечительский совет не только для проведения конкурса, но и для связи
с бизнесменами, с архитектурными бюро со всего мира, чтобы как можно больше
международных архитекторов могли участвовать. Мы хотим, чтобы данный проект был
частью души этих людей. Мы хотим построить жемчужину в Восточной Европе», – заявил
С. Продан.
А в сентябре Минкульт объявил о запуске проекта «Возрождение
филармонии», и на первом этапе объявил о проведении международного
архитектурного конкурса на разработку концепции проекта здания Национальной
филармонии. Всего на конкурс было прислано 27 концепций из 13 стран.
Предложенные на конкурс архитектурные решения возведения
сгоревшего здания филармонии оценивало международное жюри, в состав которого
вошли председатель – посол Мальты в РМ (архитектор по специальности) Лино
Бьянко (Lino Bianco), дирижёр народный артист Михаил Агафица, госсекретарь
Министерства культуры (архитектор по специальности) Ион Будеч, архитекторы
Георге Булат, Оле Густавсен (Ole Gustavsen), Емил Ивэнеску, эксперт в области
акустики Eckhard Kahle, дирижёр Миша Кац и архитектор Стефано Франческо Миссо
(Stefano Francesco Musso).
5 мая 2023 года были оглашены результаты прошедшего отбора
концепций. По решению жюри, лучшими были признаны два концепта реконструкции
национальной филармонии им. С. Лункевич из Германии и один из Республики
Молдова.
«Международное жюри решило, что самое лучшее решение было
предложено компанией Bez+Kock Architekten Generalplaner GmbH” из Германии
(автор Кок Торсен (Kock Thorsten), соавтор Без Мартин (Bez Martin)); далее
следует «Cataraga Architects» SRL из Республики Молдова (автор Виталие
Катарага, соавтор Георге Кавка), и на третьем месте – проект, представленный
Тобиасом Вулфом (Tobias Wulf) из Германии», – написал министр культуры Сергей
Продан на своей официальной странице в Фейсбуке.
Также глава Минкульта добавил, что впереди всех ждёт ещё
более сложный период переговоров с победителями, разработка проекта на
основании рекомендаций жюри.
«Мы хотим многофункциональный, современный зал, жемчужину в
этой части Европы, который будет принимать как начинающих артистов, так и
мировых знаменитостей, в том числе тех, кого наша страна дала великим сценам и
которые услышали, как звучат их голос и инструменты только тогда, когда им
пришлось выступать за границей», – завершил пост в соцсетях С. Продан.
Председатель жюри, посол Мальты в Республике Молдова,
архитектор Лино Бьянко, объясняя выбор ими победителя, отметил, что в процессе
судейства учитывалось главное условие, что «это должен быть не только идеальный
акустический зал, но и храм искусства и культуры».
В тот же день на руинах здания бывшей Национальной
филармонии им. С. Лункевича капеллой «Дойна» был дан концерт под открытым
небом.
Скоро желание сказывается, да не скоро строительство
стартует
С момента объявления победителя международного конкурса
концепций нового здания филармонии прошло уже больше четырёх месяцев. За этот
период никаких внешних существенных подвижек в отношении сгоревшего объекта не
было видно. Многие люди интересуются, почему до сих пор не начаты строительные
работы, чем заняты ответственные лица Министерства культуры, когда ждать уже
начала возрождения культурного объекта?
Со всеми этими вопросами журналист портала Noi.md обратилась
в Министерство культуры. Советник министра культуры Роман Гунявый постарался в
своём комментарии описать весь объём работы, который был проделан
ответственными лицами министерства для того, чтобы приблизить день, когда
отобранная строительная компания приступит к возведению нового здания
Национальной филармонии.
По словам собеседника Noi.md, после пожара в сентябре 2020
года была создана государственная комиссия, перед которой поставили задачу
инициировать техническую экспертизу и изучить результаты проведённого
исследования. В марте 2021 года она представила отчёт, из которого следовало,
что основные конструкции сгоревшего строения филармонии находятся в
неудовлетворительном состоянии.
– То есть, речь идёт о строительстве нового объекта, –
уточнил Р. Гунявый. – После этого, в сентябре 2022 года, новое руководство
Министерства культуры анонсировало международный конкурс, а в мае 2023-го были
объявлены его результаты. Важно отметить, что в состав международного жюри
входили международные эксперты, в том числе и в области акустики. Изначально
ставилась цель создать проект, который бы отвечал всем международным нормам для
таких объектов, как филармония. Потому что здание прежней филармонии, которое
несколько раз перестраивалось, никакого отношения первоначально не имело к
такого рода объектам. Поэтому хочется построить объект, который не имеет
аналогов в Республике Молдова и будет соответствовать международным
требованиям, чтобы в нём могли выступать и мировые звёзды. Недавно состоялись
встречи с международными кредитными организациями и речь шла о том, чтобы был
соблюдён весь процесс в рамках будущего финансирования такого крупного проекта.
Кредиторам была представлена информация о проведённом международном конкурсе,
об отобранных победителях, о наличии концепции, соответствующей всем
международным требованиям к такого рода объектам.
Вместе с тем, как отметил Роман Гунявый, 26 сентября
Министерство культуры запланировало организовать конференцию на тему об
европейском историческом наследии, на которой победитель конкурса,
проектировщик из Германии подробно представит свой проект руководству
госведомства и широкой публике.
– После этого будет проведено технико-экономическое
обоснование, которое определит технические решения и стоимость проекта, –
излагает последовательность действий советник министра культуры. – Далее
последует согласование всех документов с Министерством финансов, после чего
правительству предстоит утвердить график финансирования. Также планируется
встреча представителей Министерства культуры с международными кредитными
организациями для обсуждения и вопроса софинансирования данного проекта в виде
гранта. То есть, частично деньги на строительство будут предоставлены в виде
кредитов, а частично это будут гранты. Такие вот этапы и процедуры нам ещё
предстоит пройти и реализовать.
Что касается прогнозируемой стоимости строительных работ, в
Минкульте не готовы были ответить на данный вопрос, потому что пока даже нет
проекта объекта.
– Сейчас прогнозировать, во сколько может обойтись
строительство нового здания филармонии, невозможно, – объясняет Роман Гунявый.
– Общую сумму стоимости работ таких сложных проектов можно выяснить только в
рамках технико-экономического обоснования. Такие документы разрабатываются
иностранными компаниями, специализирующимися на подобных проектах. У нас нет
такого опыта, да и не в каждой стране реализуются аналогичного уровня проекты.
Поэтому нами ставится задача создать объект, который будет соответствовать всем
международным требованиям. А для этого будут привлечены компании, разбирающиеся
в таких вопросах. Это касается и проектировщиков – акцент поставлен на
специалистов, которые имеют опыт разработки такого рода проектов.
Относительно претензий или непонимания некоторых граждан,
почему так всё затянулось, что даже спустя три года после пожара строительные
работы ещё не начаты, советник главы Минкульта заявил, что реализация проектов,
подобных нашему, – достаточно сложная процедура, требующая много времени на
прохождение всех предусмотренных этапов согласований, переговоров, поиска
финансовых средств и так далее.
– Не всё так просто, как может показаться на первый взгляд –
говорит Р. Гунявый. – Всё усложнено тем, что проводится международный конкурс,
в котором участвуют международные компании. А нам нужны обязательно с опытом
работы в подобных проектах. Плюс нужно было составить и изучить технический
отчёт, чтобы знать, какие элементы из сгоревшего здания можно оставить. Кроме
того, Национальный совет по памятникам акцентировал внимание, что нужно
провести дополнительные исторические исследования в отношении элементов
наследия, которые можно было бы каким-то образом отреставрировать. То есть,
есть моменты, носящие технический характер. Есть компания-победитель, с которой
мы хотим реализовывать данный проект. Международной кредитной организации были
представлены результаты проведённого конкурса, мы обратили их внимание на то, что
эта компания имеет опыт в реализации подобного рода проектов. Если всё это
будет утверждено, то можно уже приступать к разработке технико-экономического
обоснования. И после этого мы точно узнаем все параметры будущего строения и
его смету. Сейчас ждём специалистов из Германии, разработавших эскизный проект,
а за ним и технико-экономическое обоснование, которое станет основой для
взаимоотношений с кредитными организациями, а также с международными партнёрами
по софинансированию этого проекта в виде грантов.
В том же ритме и формате, но не теряя надежды
Директор Национальной филармонии имени С. Лункевича Светлана
Бивол в свою очередь заметила корреспонденту Noi.md, что дело потихонечку
движется – после определения компании-победителя, которая совсем скоро
приступит к разработке проекта, Министерство культуры и правительство занялись
поиском денег на его реализацию.
– После завершения организационных моментов, преодоления
всех бюрократических процедур по конкурсу, так как это очень сложный процесс,
мы уже ждём, когда будут определены средства на исполнение этого проекта, –
сказала С. Бивол. – Реализация подобных проектов – это достаточно длительный
процесс, никто не надеялся, что объект будет построен через год. Но мы все
живём надеждой, что, когда проект будет разработан, то дальнейшие работы начнут
двигаться намного быстрей. А когда станет известна стоимость проекта, то можно
будет конкретно собирать средства под строительство.
Что же касается деятельности творческих коллективов
Национальной филармонии, то они пока размещаются и репетируют во Дворце
Республики.
– Мы ни на один день не останавливали свою деятельность, всё
время участвуем в мероприятиях концертах, конкурсах и фестивалях, – рассказала
директор Национальной филармонии им. С. Лункевича. – Вот 28 сентября артисты
будут выступать на фестивале «Крещендо» в Кагуле, 29 сентября у нас состоится
открытие сезона. Всё у нас происходит абсолютно в том же ритме и в том же
формате. Отсутствие своего здания не отразилось на деятельности коллектива, но,
конечно, жалко, что такое случилось, и сейчас мы вынуждены трудиться чуть-чуть
в других условиях, но мы всё время в работе. Недавно «Концертино» вернулся с
фестиваля в Италии, в октябре они будут отмечать 20-летний юбилей во Дворце
Республики. В общем, все крупные мероприятия проводятся.
Руководство филармонии и весь коллектив с нетерпением ждут
каждую положительную новость о судьбе их родного места деятельности, так
сказать, второго дома. А чтобы это ожидание не было таким тягостным,
художественный руководитель Национальной филармонии Мариан Стырча каждое утро
приходит к руинам сгоревшего здания и включает музыку. Эта музыка звучит и как
напоминание всем жителям Молдовы, что там была главная концертная организация
страны, которая рано или поздно восстанет из пепла.
Лидия Чебан