«Какие галоши предпочитают африканцы: советские или режима
Майи Санду?
Известный политолог и политик — учредитель партии “Да»,
а вдобавок еще и директор телеканала ТВ-8, Игорь Боцан решился под Новый год на
поразительную акцию — плюнуть в прошлое. Этим безобразием занимаются иногда политические
деятели и чуднее Боцана, как и бездарные профессора, а также наркоши во время
ломки, правда, последние проделывают это с крайней осторожностью, потому как и
в экстремальном психофизическом состоянии помнят, что из прошлого выныривают
примерно одинаковое количество белых и черных ангелов. За эти два дебютные
предложения Марк Ткачук, ученый и лидер “Гражданского конгресса”, надавал бы
мне по шапке: считается неприличным так вольно высказываться о Боцане или о
других экспертах, приятелях вышеназванной партии, местных корифеях в статусе
свадебных генералов без галстука, которые могут украсить любой круглый стол»,
пишет Реницэ в соцсети.
«Я бы и в этот раз воздержался, если бы не чересчур оригинальное, совершенно
неоправданное выражение Боцана. В одном своем недавнем пространном выступлении
(https://stiri.md/…/botan-marsul-nostalgicilor…) на
публичных дебатах о стране советов, он заявил, правда с незначительной
оговоркой, что основным экспортным товаром СССР были галоши, которые покупали
африканцы, дабы не обжечь горячим песком известной прочности подошву их быстрых
и здоровых ног. Ну, кто после этой дешевой провокационной выходки Боцан?
Революционер или контра, Чапай или Махно? Видимо Игорь перечитал
«Поколение “π ” Пелевина, но так и не смог добраться до сути пресловутой
советской ментальности.
Совок… Мое уходящее на пенсию и отходящее на “Дойну”
поколение слышит в свой адрес это презрительное погоняло довольно часто,
особенно в последнее время, когда в условиях постоянного роста цен и нищеты, а
также войны в Украине, режим Майи Санду, страстно поддерживаемый телеканалами
на подобие ТВ-8, занимается в свое оправдание бичеванием оппозиции, обвиняя ее
в предательстве родины и в других тяжких грехах, а также напряженным поиском
внутренних врагов. Их обнаруживают само собой в так называемой 5-ой колонне,
первый признак которой — принадлежность к советской культуре. Совок, как
правило, человек, который копаясь в реалиях сегодняшнего дня, предпочитает судить
о них не только на основе европейских норм, но и ценностей советского строя.
Проще, совок — ностальгирующий по СССР», отмечает журналист.
«Иногда поводом использовать это погоняло является преклонный возраст
противника, когда в газетных спорах попросту нет других аргументов. Далеко не
любой совок — сталинист и почти нету среди гомо советикус болельщиков ГУЛАГ-а…
Сочувствующие социализму почитают страну советов за другое, хотя бы за те
стороны строя, положительность которых трудно подвергнуть сомнению, например,
за бесплатные и качественные услуги в сфере медицины и образования. Полезно в
споре с “мифическим” советским прошлым вспомнить мысль русского писателя Сергея
Довлатова, который эмигрировал в США в 1979 году: “Знайте, что Америка – не
рай. Оказывается, здесь есть всё – дурное и хорошее. Потому что у свободы нет
идеологии. Свобода в одинаковой мере благоприятствует хорошему и дурному,
свобода, как Луна, безучастно освещающая дорогу хищнику и жертве…».
Лично мне было очень трудно ужиться с советским строем.
После школы, где я проявил себя, как шутят, отличником, комсомольцем и
спортсменом, рухнуло вдруг все мое представление об идеальном стремящимся к
коммунизму обществе. Как в любой другой общественной формации, где нередко
человек человеку не столько друг и товарищ, сколько другое мерзкое существо,
всяк должен был найти свое место, предпочтительней, конечно, неплохое место
среди их ограниченного количества под солнцем. В советском, как и в либеральном
обществе работали законы социального дарвинизма и молодые советские граждане
часто не выдерживали в конкурентной борьбе натиск эгоизма, тщеславия и зависти,
чтобы не добавить а этот список более привычные для выживания средства и
чувства. Жизнь она везде и всегда жизнь, со своими представлениями о добре и
зле, независимо от того верующий ты, или атеист, борец за права человека или
охранник на зоне. Поэтому и в советском обществе действовали универсальные
нормы предписывающие как стать профессионалом своего дела и крепко обнять свой
социальный статус», вспоминает Реницэ.
«В СССР, как и везде, где победила индустриализация, были созданы подходящие
для этого условия и как было подчеркнуто выше, советское высшее образование не
уступало, к слову, штатовскому. 35-й президент США Джон Кеннеди как-то шепнул:
«Советское образование — лучшее в мире. Мы должны многое из него взять. СССР
выиграл космическую гонку за школьной партой».
Отчего нахлынули мысли о прошлом, отчего опять ностальгирую?
От того, что что-то неладное стало происходить на дворе и в мире в уходящем
году. Ток-шоу на оставшихся единственно провластных телевизионных каналах
напоминают антисоветскую пропаганду времен холодной войны. Критика нашего
советского прошлого агрессивнее и пошлее, чем в годы Перестройки, когда элита
готовилась пнуть ногой умирающего льва — распадающуюся советскую империю. Не
место здесь вдаваться в причины этой новой западной ПР кампании, цель которой
несомненно сфальсифицировать или перечеркнуть нашу советскую жизнь и историю, а
заодно с ними и русский мир, независимо от того, как мы его понимаем и как к
нему относимся. В этих условиях любой нормальный человек нетерпимый ко лжи,
обязан, я думаю, сказать хотя бы пару слов о той действительности в которой мы
жили с 1940 -го по 1991 год. Иначе с мутной идеологической водой выкинут на
“рыпу” истории и нас с вами, тех, кто в этой воде плавали и творили, и бог дал,
не сгнили, а наоборот, выросли профессионально и духовно. Как же “духовно”, не
грешите ли вы тут сами против истины? — спросят представители нового поколения.
Нет, ничуть. Дело в том, что уже в 70-е годы прошлого века коммунистическая
идеология в ее советской версии воспринималось большинством граждан как фарс. В
том смысле, что вера в марксистско-ленинское учение, а тем более, преклонение
перед этой философией или религией выглядели не более чем лукавство. Все в той
жизни чем-то структурно напоминало книгу стихов советского поэта», повествует
журналист.
«Сочинение начиналось обязательно, как например у наших Дабижа или Лари,
стихотворениями о Ленине и одами социалистическому образу жизни, а ближе к
середине можно было уже найти и некоторые образцы поэзии. Мы терпеливо слушали
дежурные речи партсекретарей и профессоров научного коммунизма, а после этого
опять коммутировались на настоящую жизнь в виде настоящих учителей, настоящего
научного исследования, настоящей работы и настоящих художественных
произведений. Смотрели те фильмы и читали те книги, которые подвергались ругани
официальной критики.
В команде журналистов “Тинеретул Молдовей”, где я был
зачислен в штат в начале 80-х любили газету, а не Брежнева, хотя все было
устроено, как и в других “отрядах идеологической борьбы”: и опека комсомола, и
отчеты в орготдел ЦК и цензор в виде Главлита и представитель нужного
управления КГБ под боком.
И все таки главный разговор, который происходил на планерках или на партеечке
пинг-понга в подвале “Дома печати” был о газетном деле, о слове, в котором
должен был поверить читатель. Потому что кроме шагов к победе коммунизма,
которые должны были освещаться в отчетах парткомов, существовало множество
реальных проблем с которыми сталкивались граждане и о которых нужно было
справедливо писать… Кстати, девять из десяти случаев, если не особо касались
партийных дел, решались после газетной критики более или менее справедливо с
помощью органов КПСС или административных. У меня было много друзей среди
выпускников Политехнического института и знаю, что инженеры на своих рабочих
местах тоже занимались делом, пусть оно касалось галош или ракетно-космической
промышленности. Да, было много лжи партийных бонз и поэтому мы были очень
недовольны советским строем. Быть недовольным обществом, в котором живешь —
общая черта интеллигента. На кухне, в кругу единомышленников или просто за
стаканом вина разносили в пух и прах руководящую роль КПСС в обществе так
схожую на ПДС. И какой был прок в неуслышанной наверху критике? А какой, с
вашего позволения, сегодня прок от нашей ограниченной гласности и шумного
телевидения, кроме, конечно, дешевого развлечения?» — задаётся вопросом
журналист.
«Впрочем, я, разумеется, утрирую. Но вместе с тем “1984 год”
Оруэлла, намек или пародия не только на тоталитаризм бывшего советского строя,
но и на современный либеральный, в том числе, как мы сейчас ясно видим, на
режим Майи Санду. Молдавская интеллигенция во времена СССР была неотъемлемой
частью советской, росла и развивалась, питаясь из двух источников: советского
прогрессивного образования и сохранившейся в народном сознании, вопреки
воинствующему атеизму, христианской духовности. Кстати, успех советских
культовых фильмов как раз объясняется обращением советских режиссеров и
артистов к христианским ценностям, которые легко можно было выдать за
советские, ведь “Моральный кодекс строителя коммунизма” это плохо обработанный
библейский декалог. И вот этот взращенный за полвека научно-промышленный и
административный потенциал в виде его лучших представителей, ученых и
менеджеров не смог таки справиться с вопросом мягкого перехода от плановой
экономики к рыночной.
Но, положим, у моего поколения мозги обыкновенного презираемого совка и цель
жизни немного другая, чем у выпускника Гарварда… Почему же никак не справляется
с этой сложной задачей новое поколение, пришедшее к рулю власти в 2010 году
после цветной революции? Почему, тем более, не решают элементарные задачки
демократии сегодняшние политические менеджеры гарвардской закалки вкупе с
такими мощными местными экспертами как Боцан и преданными делу европейской
интеграции опытными западными консультантами? О них, я уверен, в молдавском
фольклоре конца века буду рассказывать как об агрессивных пришельцах с
малоразвитой планеты. Так что совок, наверное, если не лучше, то и не хуже члена
ПДС… Я уже не помню, в 90–е мы импортировали или сами производили галоши,
используя в качестве местной валюты… Во всяком случае сейчас мы их точно не
экспортируем, а было бы неплохо… Не хило было бы, продавать за границу те же
самолеты, если бы они у нас были, по примеру того же СССР… Кому? Боцану виднее»,
убеждён Реницэ.
«П.С. Поделюсь, между нами, крамольной мыслью…Как вы
думаете, господа, что произойдет по логике диктатуры после закрытия Партии
“Шор”? Не наденет ли Игорь, как впрочем и остальные обслуживающие власть эксперты,
кожанку и кобуру с маузером? Не придется ли совкам и прочим инакомыслящим
открыть белый филиал Диаспоры?» — подытожил журналист.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал https://t.me/enewsmd
Много интересного: инсайды, заявления, расследования. Много
уникальной информации, которой нет у других.