ли мы опять в рамках семьи в момент, когда на горизонте маячат трудные
времена? У нас это уже стало традицией. При оккупации во время Второй
мировой войны в Чехии рождалось много детей, при нормализации мы
скрывались на дачах и в деревнях, а во время кризиса 2008 года
сократилось количество разводов. Об этих вещах мы уже поговорили как-то с
профессором социологом Даной Гампловой, как и об укреплении семейных
уз, которые защищали от враждебной окружающей среды или компенсировали
неработающие услуги. Теперь в наши двери стучатся сразу несколько
кризисов. Тут нельзя не добавить, что если семья — основа государства,
то эту основу долгое время намеренно разрушали, а в последнее время еще и
с энтузиазмом оспаривали ее смысл.
Universum: Можно ли, не вдаваясь в подробности, привести нашу страну
как пример того, что введение социальной системы приводит к тому, что
люди уже не нуждаются друг в друге как раньше, потому что старики не
зависят от молодых, а женщины не зависят от мужей. В определенном смысле
это предпосылка для разрыва семейных уз?
В какой-то мере да. Возможно, вы намекаете на теорию постпатриархальных
ценностей. Вообще, когда общества начинают богатеть, то на второй план
постепенно отходят те ценности, которые как-то связаны с безопасностью и
финансово-экономическим обеспечением. То есть наша зависимость от
других людей снижается. Но это не значит, что сегодня семья не важна с
экономической точки зрения. По-прежнему существует проблема
«матерей-одиночек», да и вообще семья — это основная экономическая
единица современности.
В принципе да. Я недавно думала об этом и задалась вопросом, может ли
человек вообще жить в процветании, не дегенерируя? Ведь в каком-то смысл
нехватка того или иного, нужда делать что-то, предпринимать, подводит
нас к необходимости заботиться о других людях, ведь нам нужно, чтобы и
они позаботились о нас.
Давайте сравним 1989 год и 2022. Скажите, как можно охарактеризовать
изменения в семейных отношениях, между близкими и родственниками?
Заметны ли какие-то резкие изменения?
Я думаю, что они есть. Скажем так, базовые параметры не изменились. У
нас по-прежнему много разводов. Люди женятся в зрелом возрасте, но все
еще женятся. Что, на мой взгляд изменилось, так это социальная
обусловленность. Рождается большое количество детей вне брака. Их число
резко возросло. Но в обществе распределение неравномерное. Рождение
детей вне брака характерно для бедных слоев с низким образованием. По
сути это слои, в которых отцы самоустраняются, и, как мне кажется,
опасность тут в том, что в будущем у нас могут раскрыться своеобразные
ножницы: с одной стороны, у нас будут образованные, богатые и полные
семьи, а с другой стороны будет растущее число детей, которые росли с
одной только матерью и были лишены многих вещей.
был хорош тем, что семейные образцы тогда были одинаковыми во всех
слоях, а теперь, после 1989 года, мы видим рост числа нестабильных семей
в слабых с социальной точки зрения слоях.
относительно небольшой группе людей разрушать естественные стереотипы,
которые существуют столетиями? Откуда такая потребность? Мы постоянно
возвращаемся к политике социальных конструктов: раса — социальный
конструкт, пол, сексуальность, семья — социальный конструкт. Откуда
берется желание все это разрушать?
С моей точки зрения, причины бывают разными. Скажем, у кибуцев была
своя особая ситуация. Я не знаю, бывали ли вы когда-то в тех краях, но
когда они туда пришли, там была настоящая пустыня. Вокруг ничего. Мне
трудно представить, как они, построив, например, первый дом, поселили
там детей, а сами спали где-то в палатках. Но они пытались позаботиться о
детях и сделать для них максимум все вместе, потому что по одиночке
фермеры выжить там не могли. Это один из примеров того, что иногда
коллективизм работает. Они нуждались в этом сообществе.
другой стороны, сегодня причины совсем другие. Это ненависть к западной
цивилизации, которая не знаю, откуда берется, а также идея о том, что
все является социальным конструктом. Это связано с приходом
постмодернистской философии, в которой царит представление о том, что,
изменив язык, мы меняем совершенно все, меняем реальность, потому что
реальность как бы и не существует. Это ведет нас к греческой философии, в
которой тело это нечто плохое, и мы должны от него освободиться. Думаю,
тут ощутимо большое влияние. Кроме того, свою роль играет процветание.
На мой взгляд, если бы был голод, то люди не думали бы о том, что,
например, осознание себя женщиной — это социальный конструкт.
Моя бабушка сказала бы, что люди просто зажрались. Я знаю, что слово
грубое, но оно подходит к этой ситуации, как вы полагаете?
Конечно, вы очень утрируете, но в целом да. Вспомните Украину. Мужчины
там отправились на войну, а женщинам разрешили уехать. Вот так в нашем
обществе мы конструируем социальные роли. Думаю, что вообще наши
возможности экспериментировать обусловлены тем, что мы не испытываем
материальных трудностей, которые заставляли бы нас работать в поле.
Оттуда к нам приехали матери с детьми, а не родитель номер один и
родитель номер два. Вы сказали, что отличительная черта тоталитарной
идеологии в том, что она старается каким-то образом разрушить или
разобщить семью. Однако, например, коммунисты утверждали, что семья —
основа государства. Или это было всего лишь пустое клише?
Я думаю, что коммунистический режим прошел в этом смысле длинный путь. В
50-е годы он действительно пытался расшатать семью только потому, что в
семье передавалось имущество, а кроме того, коммунисты пытались вывести
женщин на работу. Женщины должны были работать даже крановщицами.
Открылись ясли постоянного пребывания, и поскольку рабочая неделя была
шестидневной, дети шесть дней подряд находились в яслях, а родители
брали их домой в воскресенье. Однако оказалось, что это неэффективная
система. Мне кажется, что коммунистический режим в 50-е годы был более
подвержен идеологии, а позднее верх взял прагматизм. Коммунисты поняли,
что нуждаются в детях, в рабочей силе, и если нарушить семейные узы, то
не получишь ни рабочей силы, ни солдат. Это один из факторов. Но думаю,
коммунистический режим еще и устраивало то, что при нормализации люди
замыкались в своих семьях и не интересовались глупостями, а копошились
на своих огородах и дачах.
Можно ли, исходя из того, в каком состоянии пребывает современная
семья, говорить о влиянии на нее определенной формы тоталитарной
идеологии?
Я думаю, это видно невооруженным глазом. Одно дело — ежедневная
рутинная жизнь, а другое — идеологический курс общества. Мне кажется,
что то, что мы сейчас наблюдаем, — это нарушение границ между частным и
общественным пространством. Семья и то, что в ней происходит, вдруг
превратились в общественное дело. И не люди сами договорились друг с
другом об этом — вмешалось государство, а именно это характерное явление
в, так скажем, несвободном обществе. Конечно, в некоторых вопросах это,
пожалуй, правильно. Я имею в виду домашнее насилие, если кто-то кого-то
жестоко бьет. В такое, разумеется, должно вмешиваться государство и
квалифицировать это как преступление. Но не знаю, какое государству дело
до того, кто в доме моет посуду, или кто меняет ребенку памперсы.