Православный календарь
Сегодня 11 мая, суббота, завершающая Вторую Седмицу по Пасхе, день поминовения Святых Апостолов от 70-ти Иасона и Сосипатра, — передает eNews
Наступило 11 мая, суббота. Закончилась Вторая Седмица по Пасхе.
Когда размышляешь о подвиге жен-мироносиц, невольно возникает вопрос, почему эти женщины оказались такими сильными. Апостолы испугались, когда Христос был взят под стражу. Все Его оставили, кроме Иоанна Богослова, а жены-мироносицы не оставили, – они были рядом с Ним, с Его Пречистой Матерью у Креста. Они ничего не боялись – ни римских воинов, стерегущих Крест, ни глумящейся толпы. Чтобы представить, какой это был подвиг, достаточно себя поставить – не на их место, потому что то место неповторимо, – а в аналогичную жизненную ситуацию, когда выходишь лицом к лицу к глумящейся толпе, готовой разорвать тебя в прямом или переносном смысле слова. Ведь мы нередко не выдерживаем даже бытовых конфликтов – срываемся, теряем присутствие духа. Люди, облеченные властью, теряют присутствие духа, когда встречаются с большим количеством негодующих против них людей, и этот перечень можно продолжать. В каждом есть страх перед другими, особенно когда другие пышут ненавистью и способны в этой ненависти объединиться. А слабые женщины, мироносицы, ничего не убоялись. Невольно всплывают в памяти замечательные слова Иоанна Златоуста: «Где вера – там сила, где неверие – там немощь».
В этот день, Православная Церковь поминает: Апостолов от 70-ти Иасона и Сосипатра, Керкиру деву и иных, с ними пострадавших; Мучеников Даду, Максима и Квинтилиана; Святителя Кирилла, епископа Туровского; Мучеников Саторния, Иакисхола, Фавстиана, Ианнуария, Марсалия, Евфрасия, Маммия, Мурина, Зинона, Евсевия, Неона и Виталия; Мученицу Анну Шашкину.
В субботу 2-й Седмицы по Пасхе поста не предусмотрено.
Апостол Иасон происходил из Тарса (Малая Азия). Он был первым христианином в городе. Апостол Сосипатр был родом из Ахаии. Оба они стали учениками апостола Павла, который даже назвал их своими «сродниками» (Рим. 16, 21). Святой Иасон был поставлен епископом в родном городе Тарсе, а святой Сосипатр – в Иконии. С Евангельской проповедью они отправились на запад и в 63 году достигли острова Керкиры в Ионическом море близ Греции.
Там они построили церковь во имя первомученика Стефана и многих крестили. Правитель острова узнал об этом и заключил их в темницу, где сидели семь разбойников: Саторний, Иакисхол, Фавстиан, Ианнуарий, Марсалий, Евфрасий и Маммий. Апостолы обратили их ко Христу. За исповедание Христа семь узников мученически скончались в котле с растопленной смолой, серой и воском.
Тюремный сторож, видя их мученический подвиг, объявил себя христианином. За это ему отрубили левую руку, потом обе ноги и затем голову. Апостолов Иасона и Сосипатра правитель приказал бить кнутом и снова заключить в тюрьму.
Когда дочь правителя, девица Керкира, узнала, как мученики страдают за Христа, она объявила себя христианкой и раздала все свои украшения нищим. Взбешенный правитель пытался уговорить дочь отречься от Христа, но святая Керкира твердо стояла и против уговоров, и против угроз. Тогда озлобленный отец придумал ужасное наказание дочери: он приказал поместить ее в отдельной темнице и впустить к ней разбойника и блудника Мурина, чтобы тот обесчестил невесту Христову.
Но когда разбойник подошел к двери тюрьмы, на него напал медведь. Святая Керкира услышала шум и Именем Христовым отогнала зверя, а затем молитвой исцелила раны Мурина. После этого святая Керкира просветила его Христовой верой, святой Мурин объявил себя христианином и тут же был казнен.
Правитель приказал поджечь тюрьму, но святая девица осталась жива. Тогда по приказу злобствующего отца, она была повешена на дерево, удушена едким дымом и расстреляна стрелами. После ее кончины правитель решил казнить всех христиан на острове Керкире. Мученики Зинон, Евсевий, Неон и Виталий, просвещенные апостолами Иасоном и Сосипатром, были сожжены.
Жители Керкиры, спасаясь от гонения, переправились на соседний остров. Правитель с отрядом воинов поплыл, но был поглощен волнами. Сменивший его правитель приказал бросить апостолов Иасона и Сосипатра в котел с кипящей смолой, но когда увидел их невредимыми, со слезами воскликнул: «Боже Иасонов и Сосипатров, помилуй меня!»
Освобожденные апостолы крестили правителя и дали ему имя Севастиан. С его помощью апостолы Иасон и Сосипатр построили на острове несколько церквей и, дожив там до глубокой старости, своей горячей проповедью приумножили стадо Христово.
Из Священного писания сегодня читают: Деяния Святых Апостолов (5:21 — 33); Евангелие от Иоанна (6: 14 — 27).
Святитель Феофан Затворник, так трактует строки Священного Писания, прочитываемые сегодня: (Дея. 5, 21-33; Ин. 6, 14-27). Что прежде Петр и Иоанн говорили властям, то же потом сказали им и все апостолы: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам; Бог отцов наших воскресил Иисуса, которого вы умертвили, повесивши на древе; Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов; свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, которого Бог дал повинующимся Ему». Какая искренность, полнота, определенность и ясность исповедания! Бог так устроил, чтобы Распятому быть Спасителем нашим через оставление грехов в покаянии. Свидетели — апостолы очевидцы и Дух Святый, явно действовавший в них и во всех верующих. Те же свидетели и до наших дней пребывают в силе. Что св. апостолы говорят, это то же, как бы мы сами видели и слышали то своими очами и ушами. И Дух благодати действует непрерывно в св. Церкви, в чудотворениях, в обращении грешников и, особенно, в претворении прилежно работающих Господу, в их освящении и исполнении очевидными благодатными дарами. Последнее придает большую силу первому, и оба вместе сильны образовать крепкое убеждение в истине Христовой, во всех душах истинолюбивых. Благодарение Богу истины, истину Свою так ясно нам являющему!. .», — научает Святой Феофан Затворник.
Кого, кроме Бога, изображаем на святых иконах: Кроме Бога, мы изображаем на святых иконах Божию Матерь, святых ангелов и святых людей.
Но молиться им должны не как Богу, а как близким к Богу, угодившим Ему своею святою жизнью. Они по любви к нам молятся за нас перед Богом. И мы должны просить их помощи и заступления, потому что Господь, ради них, скорее услышит и наши грешные молитвы.
Достойно внимания, что образ Божией Матери, написанный учеником Господа Лукою, сохранился до нашего времени. Есть предание, что Матерь Божия, увидя Свое изображение, сказала: «Благодать Сына Моего будет с этою иконою». Мы молимся Матери Божией, потому что Она ближе всех к Богу и вместе с тем близка также к нам. Ради Ее материнской любви и Ее молитв, Бог много нам прощает и во многом помогает. Она великая и милосердная заступница за всех нас! (Закон Божий).
Когда после чудесного насыщения пяти тысяч пятью хлебами Иисус переправился на другой берег Геннисаретского озера, весь народ последовал за Ним. И даже говорили: «Это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир». Но Господь с грустью укоряет их: «вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились». И через минуту это подтвердилось. Когда Господь далее сказал: «вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин.6:29), – то в ответ услышал: «какое же Ты дашь знамение, чтобы мы» «поверили Тебе»? «Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть» (Ин.6:30–31). Вот чего ждали от Иисуса: еще хлеба. И они еще и хотели «придти, нечаянно взять Его и сделать царем», – чтобы хлеба и всегда было вдоволь. А Господь говорит: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий».
Да, от хлеба – жизнь. От земного хлеба – земная, временная жизнь. А от Небесного – вечная, небесная. С земным просто: откусил, разжевал, проглотил, – и продлятся твои дни на земле. А к Небесному порой не знаешь, с какой стороны и подойти. Но о земном сказано: «Пища для чрева, и чрево для пищи, но Бог уничтожит и то, и другое» (1Кор.6:13). А Небесный хлеб таков, что Сам Господь питается им. «Моя пища, – говорит Он, – в том, чтобы творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин.4:34). И этот же хлеб, оказывается, настолько сроден и человеческой душе, что вкусивший не откажется от него даже под угрозой отъятия земного хлеба и земной жизни. Апостолы, когда их в очередной раз привели в синедрион и с угрозами заставляли молчать, – спокойно и твердо ответили: «должно повиноваться более Богу, нежели человекам». Здесь не шутки; здесь вопрос о вечной жизни. Апостолов поистине питает знание, что «Бог» «воскресил Иисуса, Которого» «умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать «покаяние и прощение грехов». А упорные поклонники земного хлеба при этих словах «разрывались от гнева и умышляли умертвить их».
Человек не сразу привыкает к Небесному хлебу, как и ребенок не сразу привыкает к твердой пище. И первый тут шаг, первое, как сказал Господь, «дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого» послал в мир Бог Отец. Заметим, что о необходимости веровать в Самого Пославшего Господь и не говорит, как о чем-то совершенно для всех очевидном. В то время весь мир так или иначе еще веровал в некое Верховное Существо. И мы ни разу не увидим в Деяниях Апостолов, чтобы они пришли к совершенным безбожникам. Они приходят к иудеям и доказывают, что Иисус именно Тот Самый Спаситель, о Котором писали пророки. Они приходят к язычникам и проповедуют им того Неведомого Бога, Которого те, не ведая, чтут перед воздвигнутым Ему алтарем (Деян.18).
А современному миссионеру зачастую приходится даже доказывать, что насыщение пяти тысяч пятью хлебами – далеко не самое удивительное из Божьих чудес. Тысячи лет, из года в год, дает Он столько хлеба, что им кормятся миллиарды обитателей земли.
Что же, каждый начинает свой путь со своего места. Но все-таки каждому прежде всего надо научиться так смотреть на Божий мир, чтобы все привычное и обычное раскрывалось как величайшее чудо, только что перед нами, специально для нас сотворенное Самим Богом. Тогда и самый обычный земной хлеб станет для нас частицей хлеба Небесного, дающего вечную жизнь. (Протоиерей Вячеслав Резников «Полный круг проповедей»)
Материал для рубрики предоставлен в рамках совместного проекта православной радиостанцией Datina FM (Кишинев, 104,7).