Сегодня 25 апреля, Великий четверг. До праздника Светлой Пасхи остается всего два дня, — передает eNews
Пришло 25 апреля Великий четверг. Страстная седмица перевалила за середину и до праздника Светлой Пасхи осталось всего два дня. Сегодня православные верующие вспоминают Тайную вечерю.
Господь на Тайной Вечери, благословляя хлеб и вино и называя их Своими Телом и Кровью, сказал, чтобы ученики творили сие, то есть повторяли это действие, в Его воспоминание (см. Лк. 22, 19). Силой Святого Духа мы это воспоминание совершаем. И не просто напрягаем память, пытаясь представить себе Тайную Вечерю и мысленно увидеть то, что было некогда в Сионской горнице. Совсем не так! Силой Святого Духа мы действительно там – вместе с апостолами, вместе с Иисусом Христом. У Бога нет пространства и времени, и совершенная им Тайная Вечеря всегда актуальна – вне времени и вне пространства. Чтобы стать соучастниками Тайной Вечери, сообщниками апостолам, нужно совершать Святую Евхаристию, призывать Дух Святой, Который преобразует хлеб и вино в подлинное Тело и подлинную Кровь Христовы и дает нам, причащающимся Его Тела и Крови, реально с Ним соединиться.
В этот день Православная Церковь поминает: Преподобного Василия исповедника, епископа Парийского; Священномученика Зинона, епископа Веронийского; Преподобного Исаака Сирина, в Сполете Италийском; Преподобномучеников Мину, Давида и Иоанна; Преподобную Анфусу деву; Преподобную Афанасию игумению; Преподобномученика Сергия Крестникова, послушника.
Особым чином почитаются иконы Божией Матери, именуемые «Муромcкая» (XII) и «Белыничская» (XIII).
В православных храмах, сегодня, служат Литургию Святителя Василия Великого.
В этот день православным рекомендуется питаться горячей пищей без добавления растительного масла.
Преподобная Анфуса была дочерью императора-иконоборца Константина Копронима (741–775) от его первой супруги из хазар. Она и ее брат, будущий император Лев Хазар (775–780) были близнецами и родились 25 января 750 года. Императрица очень страдала при родах. Константин Копроним вызвал из заточения преподобную игумению Анфису (память 27 июля) и просил ее молитв. Преподобная Анфиса предсказала рождение близнецов и их судьбу. Дочь, родившуюся по предсказанию преподобной Анфисы, назвали в ее честь. Когда она выросла, император стал склонять ее к замужеству. Но святая Анфуса с юности стремилась к иночеству и не соглашалась на его уговоры. После смерти отца она все свое личное имущество употребила на помощь нищим и сиротам. Благочестивая царица Ирина (780–802), супруга Льва Хазара, относилась к святой Анфусе с любовью и уважением и приглашала ее в соправительницы. Но святая Анфуса не хотела мирских почестей. Бывая во дворце, она надевала одежду, соответствующую положению царской дочери, а под ней носила власяницу.
Святая Анфуса приняла постриг от святого Патриарха Тарасия (784–806). Она основала в Константинополе Омонийский монастырь, прославившийся строгим уставом. Преподобная Анфуса подавала собой пример смирения – выполняла самые тяжелые работы, убирала церковь, носила воду; во время трапезы никогда не садилась за стол, а прислуживала сестрам. Особенно строго следила преподобная, чтобы никто не выходил из обители без особой надобности. Смиренная и кроткая подвижница прожила 52 года и мирно скончалась в 801 году.
Из Священного писания сегодня читают: Евангелие от Луки (22:1 — 39) и (22:43 — 45); Послание 1-е к Коринфянам (11:23 — 32); Евангелие от Матфея (26:1-20); (26:21 – 39) и (26:40 – 27:2); Евангелие от Иоанна (13:3 — 17); (13:1 — 11) и (13:12 — 17).
Святитель Феофан Затворник, так трактует строки Священного Писания читаемые сегодня: «Благовещение и установление таинства Тела и Крови. Какое сочетание! Мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовых, — тех самых, которые в воплощении приняты от пренепорочных кровей Пречистыя Девы Богородицы. Таким образом, в воплощении, совершившемся в час благовещения, положено основание таинству Тела и Крови. И ныне это приводится на память всем христианам, чтобы, помня то, чтили Пресвятую Богородицу истинною материю своею, не как молитвенницу только и ходатаицу, но и как питательницу всех. Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровию, которые от Пресвятой Девы Богородицы. Питаясь так, мы пьем существенно млеко из грудей Ее», — говорит Святой Феофан Затворник.
Таинство Причащения: Причащение есть таинство, в котором верующий (православный христианин), под видом хлеба и вина, принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни.
Таинство святого причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти. Он Сам совершил это таинство: «взяв хлеб и благодарив (Бога Отца за все Его милости к роду человеческому), преломил и подал ученикам, говоря: приимите ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также взяв чашу и благодарив подал им, говоря: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» (Мф.26:26–28; Марк. 14, 22–24; Лк.22:19–24; 1Кор.11:23–25).
Так Иисус Христос, установив таинство причащения, заповедал ученикам совершать его всегда: «сие творите в Мое воспоминание».
В беседе с народом, Иисус Христос сказал: «если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и я в нем» (Ин.6:53–56).
Согласно заповеди Христовой, таинство причащения постоянно совершается в Церкви Христовой и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силою и действием Духа Святого, прелагаются, или пресуществляются, в истинное тело и в истинную кровь Христову.
Хлеб для причащения употребляется один, так как все верующие во Христа, составляют одно тело Его, глава которого есть Сам Христос. «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба», говорит апостол Павел (1Кор.10:17).
Первые христиане причащались каждый воскресный день, но теперь не все имеют такую чистоту жизни, чтобы так часто причащаться. Однако св. Церковь заповедует причащаться каждый пост и никак не реже одного раза в год.
К таинству св. причащения христиане должны подготовлять себя говением, которое состоит в посте, молитве, примирении со всеми, а затем – исповедью, т. е. очищением своей совести в таинстве покаяния.
Таинство св. причащения по-гречески называется евхаристией, что значит «благодарение». (Закон Божий).
Сегодня – день, когда Господь во время празднования Ветхозаветной пасхи установил таинство Пасхи Новозаветной, таинство Евхаристии, таинство его Тела и Крови. Незадолго до этого над Господом, еще живым, был совершен, словно над уже усопшим, обряд приготовления к погребению. Это сделала Мария, сестра Марфы, возлив на Него миро. Это было настолько важно, что Господь сказал, и все четыре Евангелиста приводят его слова: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала».
А на самой пасхальной вечери Господь, первым делом «взяв полотенце, препоясался; потом влил воды в умывальницу, и» стал делать нечто немыслимое и невозможное в любом сообществе, где есть учитель и ученики. Он «начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан». Очевидно, сначала Он подошел к Петру. Петр был готов на все для Учителя. Он с радостью сам бы омыл Ему ноги. Но когда Сам Иисус для этого приступил к нему, он ужаснулся: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги»? «Не умоешь ног моих вовек»! И тут Господь и Петру, и вообще всем желающим быть с Ним поставил одно непременное условие: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Если не примешь Моего рабского служения тебе, ты Мне чужой!
Петр из этого понял только одно: не иметь части с любимым Господом и Учителем – погибель. И если уж таково условие, то – «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову».
А дальше пришло время вспомнить и другие, еще ранее сказанные Господом, еще более непонятные и страшные слова: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53–54). И вот теперь Господь, «взяв хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». А поскольку это сказал Тот же, Кто единым словом вызвал из небытия весь мир, то – можем ли мы сомневаться, что хлеб и вино тут же сделались Его истинными Телом и Кровью? А чтобы это продолжалось вовек, Господь постановил: «сие творите в мое воспоминание».
Вот оно – главное таинство церкви: мы все вместе, Христос посреди нас и питает нас Своими Телом и Кровью! И это еще страшнее, чем принять умовение ног.
Когда мы приступаем к этому таинству, – что здесь: неслыханная дерзость или сверхъестественное смирение? Чтобы было второе, а не первое, Апостол предостерегает: «Кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу сию Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем».
Но при всем этом не отгоняет нас Апостол от Чаши, не говорит «не приступайте», мол, все равно нет у вас сверхъестественного смирения, а значит, – будет неслыханная дерзость. Приступайте. Но только будьте готовы ко всему: и к исцелению, и к усилению болезни, и к радости, и к скорби. И к самой смерти. И к тому, что будут укорять: вот, часто причащается, святой нашелся!
А приступив, нельзя оглядываться назад, мол, а вдруг я причастился недостойно? Смотреть надо все время вперед. И приступая, молимся: «да не в суд или во осуждение будет мне причащение пречистых Твоих таин» (Молитва перед причащением). И приступив, тоже – вперед: «и сподоби мя до последнего издыхания, неосужденно приимати пречистых Таин освящение» (Благодарственная молитва). И если вдруг за недостоинство все же постигнет нас нечто, то ведь для того мы только и «наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром». (Протоиерей Вячеслав Резников «Полный круг проповедей»).
Материал для рубрики предоставлен в рамках совместного проекта православной радиостанцией Datina FM (Кишинев, 104,7).