Сегодня 21 апреля, воскресенье. В православной традиции этот день именуется: Неделя пальмовых ветвей (ваий) или Вербное воскресенье. Празднуется Вход Господень в Иерусалим — передает eNews
Настало воскресенье 21 апреля. Вербное воскресенье или Неделя ваий (пальмовых ветвей). Православный мир празднует Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим.
Этот праздник называется еще Цветоносной Неделей — от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас в Европе вербою.
Начало праздника восходит к глубокой древности. Древнейшее указание на праздник (от III века) принадлежит Мефодию, епископу Патарскому, который оставил поучение на этот день. Многие песнописцы, как то: св. Андрей Критский (VII в.), преп. Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII в.), Феодор и Иосиф Студиты, император Лев Философ, Феофан и Никифор Ксанфопул (IX в.) — прославили праздник песнопениями, которые и теперь поет Православная Церковь в этот праздник.
Особенностью всенощного бдения является освящение ваий (у нас освящаются ветви вербы). Это происходит сразу после Евангелия. При помазании освященным елеем каждому даются вайи.
Что же произошло, когда Господь смиренно взошел в Иерусалим? Люди поклоняются неким знакам превосходства, а Господь, в силу Своего смирения, пренебрег всеми обычаями торжественного входа победителя в столичный град и оказался выше всего, что так дорого людям, но на деле является предрассудком. Ибо смирение поднимает нас над обыденностью жизни, помогая взглянуть на себя, на окружающий мир с высоты, увидеть всю ничтожность, всю суетливость, всю слабость того, что люди называют силой… Господь Иисус Христос сегодня учит нас тайне человеческого счастья. Ничто, из того, что присуще Богу, не может принести скорбь, разрушение надежд, омрачение души, – а смирение принадлежит Богу. И пусть праздник Входа Господня в Иерусалим научит нас великой Божественной мудрости, которая помогает человеку быть свободным от предрассудков, по-настоящему сильным, способным жить вместе с Богом, вмещающим в свое сердце Его любовь. Господь, явивший нам пример смиренномудрия через восшествие в град Иерусалим, да поможет каждому укрепляться в смиренномудрии.
В этот день Православная Церковь, кроме Входа Господня в Иерусалим, поминает также: Апостолов от Семидесяти: Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними; Святителя Нифонта, епископа Новгородского; Преподобного Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах; Мученика Павсилипа; Святителя Келестина, папы Римского; Священномученика Сергия Родаковского пресвитера.
Особым чином почитаются иконы Божией Матери, именуемые «Испанской» и «Георгиевской».
В православных храмах, сегодня, служат Литургию Святителя Иоанна Златоуста.
В этот день православным разрешается вкушать горячую пищу с добавлением растительного масла, рыбу, морепродукты и вино.
Святые Иродион, Агав, Асинкрит, Руф, Флегонт и Ерм принадлежат к числу 70 апостолов, избранных Христом и посланных Им на проповедь (память Собора 70 апостолов 4 января).
Святой апостол Иродион был родственником апостола Павла и его спутником во многих путешествиях. Когда христианство распространилось на Балканском полуострове, апостолы Петр и Павел поставили апостола Иродиона епископом города Патары. Апостол Иродион ревностно проповедовал Слово Божие и обратил в христианство многих греков-язычников и иудеев.
Однажды, разъяренные проповедью апостола, идолопоклонники и иудеи, сговорившись, напали на святого Иродиона, стали избивать палками и забрасывать камнями. Один из мучителей ударил его ножом, и апостол упал. Но когда убийцы скрылись, Господь восставил его невредимым.
После того святой Иродион еще долгие годы сопутствовал апостолу Петру. Когда святой апостол Петр был распят (ок. 67) одновременно с ним, а также вместе со святым Олимпом, был усечен мечом и апостол Иродион.
Святой апостол Агав обладал даром пророчества. Он предрек (Деян. 11, 27-28) голод во времена императора Клавдия (41- 52) и предсказал страдания апостола Павла в Иерусалиме (Деян. 21,11). Апостол Агав проповедовал в разных странах и многих язычников обратил ко Христу. Апостол Руф, которого приветствует святой апостол Павел в Послании к Римлянам (Рим. 16,13) был епископом в греческом городе Фивы; апостол Асинкрит (Рим. 16, 14) — епископом в Гиркании (Малая Азия); апостол Флегонт — в городе Марафоне (Фракия), апостол Ерм — в Далматии (известен также еще один апостол от 70 по имени Ерм, который занимал кафедру во фракийском городе Филиппополе).
Все апостолы за свое бесстрашное служение Христу перенесли жестокие страдания и удостоились мученической кончины.
Из Священного писания сегодня читают: Евангелие от Матфея (21:1 – 11 и 15 — 17); Послание к Филипийцам (4:4 — 9); Евангелие от Иоанна (12:1 – 18).
Святитель Феофан Затворник, так говорит о строках Священного Писания читаемых сегодня: (Фил. 4, 4-9; Ин. 12, 1-18). «Кого не было при Сретении Господа, когда Он торжественно, как царь, входил в Иерусалим, и кто не взывал тогда: «осанна Сыну Давидову»! Но прошло только четыре дня, и тот же народ, тем же языком кричал: «распни, распни Его»! Дивное превращение! Но что дивиться? Не то же ли самое делаем и мы, когда по принятии св. таин Тела и Крови Господних, чуть только выходим из церкви, — забываем все, и свое благоговение и Божию к нам милость, и предаемся по прежнему делам самоугодническим, сначала маленьким, а потом и большим, и, может быть, еще прежде четырех дней, хоть не кричим другому: «распни!», а сами распинаем в себе Господа. И все это видит и терпит Господь! Слава долготерпению Твоему, Господи!», — научает нас Святой Феофан Затворник.
Важнейшие действия, совершаемые при таинстве Брака: Таинство брака совершается среди церкви пред аналоем, на котором находится Крест и Евангелие, и при этом бывает сначала обручение, а вслед за ним венчание. Обручение совершается так. Жених становится по правую сторону, а невеста – по левую. Священник трижды благословляет их зажженными свечами и дает им в руки эти свечи, как знаки супружеской любви, благословенной Господом. После молений к Богу о даровании всяких благ и милостей обручаемым и чтобы Он благословил их обручение, соединил и сохранил их в мире и единомыслии, священник благословляет и обручает их кольцами, заранее положенными на престол для освящения. Жених и невеста принимают эти кольца, как священный залог и знак нерушимости того супружеского союза, в который они хотят вступить. За обручением следует венчание. При этом священник молит Господа благословить брак и ниспослать на вступающих в него Свою небесную благодать. Как видимый знак этой благодати, он возлагает на них венцы, а потом трижды благословляет их обоих вместе, произнося: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я! (т. е. их). В читаемом послании апостола Павла говорится о важности таинства брака и о взаимных обязанностях мужа и жены, а в евангелии – о присутствии Самого Господа на браке в городе Кане. Сочетающиеся браком пьют вино из одной подаваемой им чаши в знак того, что с этих пор они должны жить единодушно, деля вместе радость и горе. Троекратное же хождение их вслед за священником вокруг аналоя служит знаком духовной радости и торжества. (Закон Божий).
Господь Иисус Христос за три года земной жизни совершил много чудес. Апостол Иоанн Богослов пишет, что «если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин.21:25). Господь являл Свою власть и над силами природы, и над стихиями, и над бесами. Это всегда вызывало восхищение и благодарность у тех, кто был рядом.
Но вот настал день, когда вся слава, все восхищение, вся благодарность собрались воедино, и как бы хлынули из берегов. Это – вход Господень в Иерусалим. В этот день «весь город пришел в движение, и говорили: кто Сей»? Господь въезжал в город, сидя на молодом осле. А множество «народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге». Другие же «взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев»! Мало того: даже «из уст младенцев и грудных детей» раздавалась хвала.
В этот день и Святым Духом, и людьми торжественно провозглашалась справедливая оценка земных трудов Господа Иисуса Христа. Его земная жизнь достигла вершины славы, вершины успеха. Завтра она уже перевалит за этот пик, и будет стремительно падать, пока не достигнет страстной пятницы. То, что накапливалось три года, расточится за несколько дней. А пока – с какой надеждой переживают ученики славу своего Учителя! Какие планы строят на будущее! Но вскоре и они в страхе разбегутся и оставят Его одного и перед судом, и на кресте.
Но именно эти последние, скорбные и бесславные дни окажутся несравненно более великими. Вглядываясь в эти дни, Господь говорит: «если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин.12:24).
Так, и в жизни каждого человека время заката несравненно важнее. Все, что мы в расцвете творческих сил даем людям, – все это Господь мог бы дать и через кого-то другого. Он даже и из камней мог бы создать детей Аврааму (Мф.3:9). Но вот нести крест своего одиночества, бессилия и болезней может только сам человек, и никто за него этого сделать не может. Поэтому пик своего торжества мы должны переживать с величайшим смирением, с ощущением непрочности, зыбкости человеческой славы. А вот начала своего страстного времени мы должны ждать с надеждой истинного блага, истинного торжества и победы, которых уже никто не разрушит и не отнимет.
Когда приближается страстная седмица нашей жизни, мы должны смотреть вперед, как смотришь вперед в юности: с радостным замиранием сердца. Все – впереди. Вся жизнь, еще неизведанная, но такая заманчивая и полная счастья! Ведь сколько уже лет мы в церкви, сколько уже мы пережили Великих постов, и должны же мы, наконец, убедиться, что за страстной седмицей всегда и неизбежно следует Пасха, Светлое Христово Воскресение! (Протоиерей Вячеслав Резников «Полный круг проповедей»).
Материал для рубрики предоставлен в рамках совместного проекта православной радиостанцией Datina FM (Кишинев, 104,7).