Сегодня 14 апреля, воскресенье. Пятая неделя Великого поста, который в этом году проходит с 11 марта — по 27 апреля, — передает eNews
Пришло воскресенье, или по старому – Неделя Пятой седмицы Великого поста. Сегодня, переходящее празднование поминовения Преподобной Марии Египетской совпадает с непереходящим – так как именно 1 апреля по старому стилю, что соответствует нынешней 14 апреля, — по новому, Преподобная Мария Египетская предстала перед Господом, завершив свой жизненный путь. Это произошло в 522 году.
Из жития, написанного с собственных слов преподобной Марии Египетской, мы узнаем, как она страшно страдала. Но преподобная, простая грешная женщина, смогла пройти через все эти испытания. Совершенно очевидно, что сил человеческих для этого недостаточно, – она бы замерзла насмерть, погибла от укуса ядовитой змеи, ее растерзал бы лев, – мало ли что могло произойти с несчастной женщиной, на теле которой полностью истлела вся одежда! Она была нагая и в зной, и в стужу, но осталась жива. Полностью отдавшись в руки Божии, молитвой привлекая Божественную благодать, она победила страх перед стужей и зноем, зверями дикими и змеями ползущими, страхом ночным и зноем дневным.
В этот день Православная Церковь также поминает: Преподобного Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца; Преподобного Варсонофия Оптинского; Мученика Авраамия Болгарского, Владимирского, чудотворца; Преподобного Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах; Преподобного Макария, игумена Пеликитской обители; Мучеников Геронтия и Василида; Праведника Ахаза; Свяшенномученика Сергия Заварина пресвитера.
В православных храмах, сегодня, служат Литургию Святого Василия Великого.
Регламент Великого поста рекомендует православным употребление горячей пищи с растительным маслом и вина.
Преподобный Евфимий Суздальский родился в 1316 году в Нижнем Новгороде. С раннего детства он был научен грамоте и получил духовное воспитание. Он принял постриг в Нижегородском Печерском монастыре от его основателя, святого Дионисия (впоследствии архиепископа Суздальского; 1385, память 26 июня и 15 октября). Подвиги преподобного Евфимия были так велики, что святой Дионисий советовал ему их уменьшить. В 1352 году суздальский князь Борис Константинович решил основать в своем городе мужской монастырь и обратился в Нижегородскую Печерскую обитель с просьбой прислать инока для создания монастыря. Выбор святого игумена пал на преподобного Евфимия. После прибытия преподобного Евфимия в Суздаль в северной части города, за рекой Каменкой, суздальский святитель Иоанн (память 15 октября) при громадном стечении народа водрузил крест на месте будущего монастырского собора. Сам князь начал копать землю под фундамент, а преподобный Евфимий вытесал для себя три гробовых камня, дав обет остаться в новой обители до конца жизни. Так было положено основание Спасо-Преображенского Евфимиева монастыря, куда вскоре под руководство преподобного собралось более трехсот иноков. В монастыре был принят общежительный устав. Особенно преподобный следил за тем, чтобы каждый из иноков был готов исполнить любое послушание. Преподобный Евфимий часто ходил за духовным советом в Троице-Сергиеву обитель к преподобному Сергию Радонежскому ( 1392, память 25 сентября, 5 июля). Святой Евфимий был строгим подвижником и великим молитвенником. Он неустанно трудился на пользу всей братии. Скончался преподобный Евфимий в 1404 году, 1 апреля.
4 июля 1507 года при копании рва для нового соборного храма были обретены его нетленные мощи. Прославлен святой на Соборе 1549 года.
Из Священного писания сегодня читают: Послание к евреям (9:11-14); Евангелие от Марка (16:1-8 и 10:32-45); Послание к Глатам (3:23-29); Евангелие от Луки (7:36 – 50).
Святой Феофан Затворник, оставивший нам трактование Священных книг на каждый день, так говорит о строках Писания читаемых сегодня: (Ев. 9, 11-14; Мк. 10, 32-45). «Грешница, услышав, что Спаситель в доме Симона, пришла туда с алавастром мира и, ставши при ногах Господа сзади, начала плакать и умыла слезами своими ноги Его, потом отерла их своими волосами, облобызала и помазала миром (Лк. 7, 36-39). Она ничего не говорит, а только действует и своими действиями показывает самую нежную любовь к Господу. За то и сказано было о ней: «прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (Лк. 7, 47). О, когда бы и нам меньше говорить, а больше действовать, и действиями своими свидетельствовать любовь ко Господу! Скажешь: «Когда бы Он Сам тут был, так сейчас бы готов все сделать для Него». Да Он и есть тут, невидимо Своим лицом, а видимо во всех христианах, а наиболее в нуждающихся. Невидимого Господа намащай любительною сердечно — умною молитвою, а для видимого — делай все возможное для нуждающихся, и будешь делать для Бога», — учит Святой Феофан Затворник.
Ектении: Во время Богослужения мы часто слышим ряд молитвенных прошений, произносимых протяжно, медленно, возглашаемых диаконом или священником от лица всех молящихся. После каждого прошения хор поет: «Господи, помилуй!» или «Подай, Господи». Это так называемые ектении». Ектения слово греческое и означает: «прилежное моление».
Наиболее употребительных ектений пять:
1. Великая или мирная ектения, которая начинается словами: «миром Господу помолимся». Она имеет много молений и прошений, и после каждого из них поется: «Господи, помилуй!»
2. Малая ектения есть сокращение великой. Она начинается словами: «Паки и паки (т. е. еще и еще) миром Господу помолимся!» и имеет всего два прошения.
3. Сугубая ектения начинается словами: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимтися, услыши и помилуй». На каждое прошение сугубой ектении, хор отвечает троекратным «Господи, помилуй!» Потому и самая ектения называется сугубою, что значит усиленною.
4. Просительная ектения начинается словами: «Исполним (доведем до полноты, принесем во всей полноте) утреннюю (или вечернюю) молитву нашу Господеви» (Господу). После каждого прошения просительной ектении, кроме первых двух, хор поет: «Подай, Господи!»
5. Заупокойная ектения состоит из прошений к Господу о том, чтобы Он упокоил в Царстве Небесном души умерших, простив им все согрешения.
Каждая ектения оканчивается возгласом священника, прославляющим Пресвятую Троицу. (Закон Божий).
Вот и близится конец святой Четыредесятницы. Соберемся с мыслями и рассмотрим, достигнута ли в нас цель святого поста?
Для чего установлен Великий пост, обязательный для всех христиан? Для того, чтобы мы могли подготовиться к достойной встрече величайшего дня в истории человечества, дня спасения рода человеческого, – преславного Воскресения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа после крестной Его смерти.
За три недели до начала Великого поста святая Церковь заботливо начинает готовить нас к этой встрече, напоминая нам евангельские притчи и призывая вникнуть в их значение, а затем, в воскресные дни Четыредесятницы напоминая события церковной истории, в частности, связанные с именами великих святых.
В пятую неделю встает перед нами изумительный образ женщины, прежде бывшей пучиной греха и нечистоты, а потом ставшей ангелом во плоти, образ преподобной Марии Египетской. Внезапно обращенная Богом от погибельного пути развратной и блудной жизни на путь спасения, она стала для всех нас образцом покаяния.
Она не знала Священного Писания, никогда не читала его, она ушла в пустыню без книг, и, тем не менее, как повествует старец Зосима, она поражала глубоким знанием Писания. Научил ее Сам Бог, ибо в сердце своем слышала она слова Священного Писания. Ей дал Бог прозорливость, которой не имеют люди обыкновенные: она знала имя пришедшего к ней инока Зосимы, она знала, что он пресвитер. Она явила нам самый изумительный из всех примеров покаяния, зовущий и нас на этот путь. Ибо когда мы слышим о ней, о ее мучительной жизни в пустыне, то нам должно быть стыдно, если мы ни в чем не каемся, если не радим об очищении сердца нашего. (Святитель Лука Войно-Ясенецкий. «Беседы в дни Великого поста и Страстной седмицы»)
Материал для рубрики предоставлен в рамках совместного проекта православной радиостанцией Datina FM (Кишинев, 104,7).