Сегодня 7 апреля, воскресенье или неделя Четвертая Великого поста, который в нынешнем году продлится до 27 апреля. Православные празднуют сразу два праздника Благовещение Пресвятой Богородицы, и Преподобного Иоанна Лествичника, — передает eNews
Сразу два больших православных праздника приходятся в нынешнем году на воскресенье 7 апреля, или – на неделю Четвертую Великого поста. Напомним, неделей в церковных уставах именуется воскресный день. Сегодня празднуют Благовещение Пресвятой Богородицы, то есть – именно 7 апреля (по новому стилю, или 25 марта – по старому) Пречистая Дева Мария получила через Ангела благую весть от Господа, о том, что именно она избрана стать Матерью Сына Божия, Искупителя, который спасет все человечество. Этот праздник отстоит ровно на девять месяцев от другого великого праздника – Рождества Христова.
Праздник Благовещения называют второй Пасхой. Действительно, Благая весть о спасении рода человеческого через воплощение Сына Божия явилась величайшим откровением – не только в слове, но и в самой тайне Божественного воплощения. И ныне, со смирением и любовью преклоняя главы перед этой тайной, перед послужившей ей Пресвятой и Преблагословенной Девой, плотию Своей соединившейся с Божеством, испросим у Нее, ибо ближе Нее к Богу нет никого, поддержки наших добрых устремлений в личной, общественной, национальной жизни, чтобы Царица Небесная приклонила милость Свою к Святой Руси, чтобы все историческое Отечество наше сохранило верность Ей и воплощенному Сыну Божию. И мы верим в Ее предстательство. Мы верим, что одним из уделов Пресвятой Богородицы является и наше Отечество. Под Покровом Святой Богородицы в нашей истории происходило множество чудес, и Отечество наше неоднократно спасалось от внешних сил, способных полностью его уничтожить.
И, также, сегодня празднуется Святой Иоанн Лествичник. Это переходящий праздник, назначенный как раз на четвертую неделю (воскресенье) Великого поста, в честь игумена Синайского монастыря Иоанна, подвижника и автора величайшего духовного творения, названного Лествицей (Лестницей).
Кроме того, в этот день Православная Церковь поминает: Преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея России и Преподобного Савву Нового.
Особым чином почитают, сегодня Иконы Благовещения Божией Матери – Московская и Киевская.
В Храмах служат Литургию Святителя Василия Великого.
Православным сегодня разрешается вкушать рыбу.
Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого «Лествицей», поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника.
По преданию, св. Иоанн родился около 570 года в семье свв. Ксенофонта и Марии (память 26 янв. ст. ст.). Шестнадцати лет он пришел в Синайский монастырь, где через 4 года был пострижен в иноки и девятнадцать лет воспитывался под руководством старца Мартирия. Однажды они пошли к старцу Иоанну Савваиту, который встал, умыл ноги Иоанну и облобызал его руку. После их ухода ученик св. Иоанна Савваита спросил его, почему он так сделал. Старец ответил: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену». Авва Стратегий предсказал, что Иоанн будет некогда великим духовным светочем. Слова великих старцев сбылись. В 35 лет прп. Иоанн удалился отшельником в пустыню у подножия горы Синай. Провел там сорок лет, смиренно и кротко трудился с молитвой, сочиняя книги. В семидесятипятилетнем возрасте он был избран игуменом Синайской обители. По просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря, им была написана знаменитая «Лествица добродетелей», где он раскрыл 30 ступеней восхождения к духовному совершенству. Цель этого творения — показать, что дело спасения требует от человека самоотвержения и усиленных подвигов. Ступени «Лествицы» — это путь человека к совершенству, которое постепенно, а не вдруг может быть достигаемо, дабы он мог приблизиться к Царству Небесному. Четыре года св. Иоанн пробыл игуменом, затем вновь возвратился к уединению и безмолвию. Скончался Иоанн Лествичник в 649 году.
Из Священного писания в этот праздничный день читают: Послание к Евреям (2:11-18 и 6:13-20); Евангелие от Луки (1:39-49, 56 и 1:24-38); Евангелие от Марка (9:17-31).
Святой Феофан Затворник, так говорит о строках Священных книг, прочитываемых сегодня: «Благовещение и установление таинства Тела и Крови. Какое сочетание! Мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовых, — тех самых, которые в воплощении приняты от пренепорочных кровей Пречистой Девы Богородицы. Таким образом, в воплощении, совершившемся в час благовещения, положено основание таинству Тела и Крови. И ныне это приводится на память всем христианам, чтобы, помня то, чтили Пресвятую Богородицу истинной Матерью своей, не как молитвенницу только и ходатаицу, но и как питательницу всех. Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровью, которые от Пресвятой Девы Богородицы. Питаясь так, мы пьем существенно млеко из грудей Ее.
(Ев. 6, 13-20; Мк. 9, 17-31). В изречениях Своих о блаженствах Господь изображает райское сердце (Мф. 5, 1-12). В настроение его входят: смирение, плач и сокрушение, кротость и безгневие, правдолюбие полное, милостивость совершенная, чистота сердца, миролюбие и миротворение, терпение бед, напраслин и гонений за веру и жизнь христианскую. Хочешь рая, будь таков. И здесь еще предвкусишь рай, в который готовым вступишь по смерти, как преднареченный наследник», — поучает нас Святой Феофан Затворник.
О восьмой заповеди блаженства: 8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное (Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть Царство Небесное).
Изгнани – изгнанные, нелюбимые; правды ради – за правду, за праведную жизнь; яко – ибо, потому что.
Гонимые за правду, это – те истинно верующие люди, которые так любят жить по правде, то есть по закону Божиему, что за твердое исполнение своих христианских обязанностей, за свою праведную и благочестивую жизнь, терпят от нечестивых людей, от врагов правды и добра, – гонения, преследования, лишения и бедствия, но ничем не изменяют правде.
Гонения неизбежны для христиан, живущих по правде Евангельской, потому что злые люди ненавидят правду (т. к. правда обличает злые дела их) и всегда гонят и всячески преследуют тех людей, которые отстаивают правду. Сам Единородный Сын Божий Иисус Христос был распят на кресте ненавистниками правды Божией и всем Своим последователям предсказал: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин.15:20). «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы», говорит апостол Павел (2Тим.3:12).
Чтобы терпеливо переносить гонения за правду, человеку необходимо иметь: любовь к истине, постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение, веру и упование на помощь и покровительство Божие.
Гонимым за правду, за их исповеднический подвиг, Господь обещает Царство Небесное, т. е. полное торжество духа, радость и блаженство в селениях небесных будущей вечной жизни (Лк.22:28–30). (Закон Божий).
«Если вас одолевает зависть, вспомните о любви, и вместо того, чтобы завидовать, порадуйтесь радости, успехам того, кому завидуете, – и возрастет от этого любовь ваша. Если гнев вас одолевает, если вы раздражаетесь, вспомните о тех святых, которые с великой любовью относились к раздражавшим их, и прощали все обиды, и любили врагов своих.
Вот что значат слова апостола Павла о том, что любовь должна возрастать не только в познании, но и во всяком чувстве. А что он говорит о той мудрости ученых, пред которой многие рабски преклоняются? Мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1Кор. 3:19). А вот слова св. пророка Иеремии: Безумствует всякий человек в своем знании (Иер. 10:14). В своем дивном гимне любви св. апостол Павел говорит: Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1Кор. 13:8), – упразднятся некогда знания, совершенно упразднится мудрость мира сего – Богом упразднится. Апостол Павел предостерегает нас, знание надмевает, а любовь назидает (1Кор. 8:1).
Гордецы кичатся и гордятся своими знаниями и мирской мудростью – той мудростью, которая, по слову апостола Павла, погибнет! Мы же, христиане, да не гордимся мудростью земной, не гордимся и высшей мудростью, подаваемой от Господа Иисуса, ибо эта мудрость, которой были исполнены сердца преподобных, приводит не к гордости, а, напротив, к глубочайшему смирению, поскольку когда человек познает Божественные вечные тайны, когда сердце его очищается и просвещается, тогда изгоняется из него гордость и надменность, и вместо них водворяется в сердце святое смирение». (Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) «Беседы в дни Великого поста и Страстной седмицы»).
Материал для рубрики предоставлен в рамках совместного проекта православной радиостанцией Datina FM (Кишинев, 104,7).