Сегодня 24 марта, воскресенье Святителя Григория Паламы или неделя Второй седмицы Великого поста, который в этом году продлится до 27 апреля, — передает eNews
Наступило второе воскресенье Великого поста. В этот день мы вспоминаем великого святого – архиепископа Фессалоникийского Григория, жившего в Византии в XIV веке.
Родился будущий Святитель Григорий в 1296 году в Малой Азии. В 1336 году в скиту святого Саввы он занялся богословскими трудами, которых не оставлял до конца жизни.
27 мая 1341 года Константинопольский Собор принял положение святого Григория Паламы (против ереси монаха Варлаама) о том, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих нетварным благодатным Своим Светом, каким сиял Он на Фаворе.
В 1344 году Патриарх Иоанн XIV Калека, приверженец учения Варлаама, отлучил св. Григория от Церкви и заключил в темницу.
В 1347 году, после смерти Иоанна XIV, святой Григорий был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского.
В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок, и святителя в течение года продавали в различных городах. Лишь за три года до кончины св. Григорий вернулся в Солунь.
Мирно преставился Богу 14 ноября 1359 года.
Святитель Григорий Палама прославился своей способностью защищать православную веру – защищать интеллектуально от тех, кто, используя некие логические построения и знания, пытался ее исказить, привнести в православную веру нечто, что могло ослабить ее воздействие на сознание и духовную жизнь людей. Святитель Григорий защитил учение Церкви о том, что человек спасается силой Божественной благодати или Божественной энергии. Он показал, что это не тварная энергия, что она не получается путем превращения иных материальных энергий. Это не энергия ума или физической силы, не результат нравственных усилий, – это энергия Божественная, исходящая от Самого Господа и Спасителя.
Помимо Свтителя Григория Паламы в этот день Православная церковь также особо поминает: Святого Софрония, патриарха Иерусалимского; Святого Евфимия, архиепископа Новгородского, чудотворца; Священомученика Пиония, пресвитера Смирнского, и иже с ним; Преподобного Софрония, затворника Печерского; Святого Софрония, епископа Врачанского; Перенесение мощей мученика Епимаха; Преподобного Алексия Голосеевского, Киевского; Преподобноисповедника Патрикия (Петрова), иеромонаха; Священноисповедника Василия Малахова, пресвитера.
Также особо чтится в этот день Собор всех преподобных отцев Киево-Печерских.
В этот день православным положено питаться горячей пищей с добавлением растительного масла, разрешено, также, ограниченное употребление вина.
Из Священного писания в этот день к прочтению предназначаются: Евангелие от Иоанна (21:1-14) и (10:9-16); Послание Апостола Павла к евреям (1:10 – 2:3) и (7:26 — 8:2); Евангелие от Марка (2:1-12);
Особо чтимый Православной церковью толкователь Священного писания Святой Феофан Затворник так раскрывает нам суть, предназначенных нынешнему дню строк Священных книг: — «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10, 9). Это то же, что в другом месте говорит Господь: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). И еще ближе подтвердил Он то же, когда сказал: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Тот и христианин, кто весь во Христе, и кто, что ни имеет в себе ценного, все то от Христа имеет. Оправдание у него Христово, и тело его тоже Христово. Спасающийся, потому спасается, что облечен во Христа. В этом только положении он имеет доступ к Отцу. Мы — отпадшие от Бога и за то подгневные. Только тогда правда Божия отступает и милость Его простирается к нам и нас приближающихся принимает, когда мы приближаемся во Христе и о Христе. Печать Христова отпечатлевается на всем естестве христианина, и носящий ее пойдет посреди сени смертной и не убоится зла. Для того, чтобы быть такими, мы имеем таинства — крещение и причащение, посредствуемое у грешащих по крещении покаянием. Но это от лица Господа; с нашей же стороны, для принятия их, должны образоваться в духе приимательные расположения — вера, которая исповедует: я погибший и спасаюсь только Господом Иисусом Христом; любовь, которая ревнует все посвящать Господу Спасителю, ничего не щадя; упование, которое, ничего от себя не чая, уверено, что не будет оставлено Господом, но всякую будет иметь от Него помощь — и внутреннюю, и внешнюю — во всю жизнь, пока взято будет туда, где Он Сам, — поясняет нам Святой Феофан Затворник.
О пятой заповеди Божией: V. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли (5. Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле).
Должно любить и уважать родителей, слушаться их добрых наставлений и советов, заботиться о них в болезнях, быть опорою им в старости и нуждах, также должно почитать прочих родственников, старших, благодетелей, учителей, духовных отцов и начальников; за это Бог обещает продлить земную жизнь. (Закон Божий)
«Каково сердце наше, такова и деятельность наша. Если сердце чисто, свято, проникнуто горячей любовью ко Господу Иисусу Христу, то все деяния, все помышления, все общественные и политические взгляды, вся философия наша будут проникнуты этим чувством, этими святыми велениями сердца. И тогда из доброго сокровища сердца своего будем мы выносить добрые плоды во всякую деятельность нашу, а прежде всего – в повседневную жизнь, в общение с окружающими людьми. А если темное зло царит в сердце, то тогда, как бы ни было совершенно общественное и государственное устройство, как бы ни были справедливы установленные законы, оно будет творить зло. Никакие законы, никакое общественное устройство не могут обуздать сердце человеческое.
Люди стремятся карать зло судебными наказаниями, но зло продолжается, преступления не прекращаются. Вы знаете, что и при самом совершенном устройстве государства существует много низких, нечестных людей, которые творят зло и всей своей деятельностью разрушают все доброе, и стремлениями своего черного сердца препятствуют ему, и лишают его силы; много людей себялюбивых, заботящихся только о самих себе, не останавливающихся перед тем, чтобы раздавить всех, кто стоит на их жизненном пути. Вы знаете, как много развратных людей, и никакими законами нельзя добиться того, чтобы все люди стали чистыми и добрыми, чтобы не было людей нечестных, эгоистов.
Это может сделать только Господь Иисус Христос, ибо Он принес нам Свое Божественное учение о том, каково должно быть сердце наше, как должны мы исправлять его. И Своей Кровью и Телом Своим, которых мы причащаемся, Он дает нам силы к борьбе со злом, к очищению сердец наших. Вот почему Он для нас единственный Святой Вождь, ибо искоренения зла не могут и никогда не смогут достигнуть вожди человеческие. Нужна Божественная благодать, Божественная сила, чтобы исправлять сердца человеческие, нужна благодатная помощь людям в борьбе со злом. Как же нам не любить всем сердцем Господа Иисуса Христа, Который научил нас самой глубокой истине, обратил внимание наше на наши сердца, принес Божественное и светозарное учение о любви к ближнему»? (Святитель Лука (Войно-Ясинецкий) «Беседы в дни Великого поста и Страстной седмицы»).
Материал для рубрики предоставлен в рамках совместного проекта православной радиостанцией Datina FM (Кишинев, 104,7).