О том, решатся ли на это в православных церквах и как
предотвратить несчастные случаи, — в материале РИА Новости.
Страшные прецеденты
В Румынии почти 90 процентов населения исповедуют
православие. Церковь там, пожалуй, — самый влиятельный общественный институт.
Ее служители попытались успокоить граждан. По словам представителя
Румынской патриархии Василе Банеску, священник, совершавший крещение, должен
был при погружении в воду «закрыть рот и нос младенца». Однако
почему-то этого не сделал.
Хотя отец Александру Мазараке совершал обряд уже много лет.
Ничто и не предвещало беды: вода была теплой, храм обогрет. Полуторамесячный
ребенок постоянно плакал, что, впрочем, тоже обычное дело.
«Священник трижды погрузил его в купель — и он, видать,
вдохнул воду. Я опустил его вниз головой, чтоб вода вытекла, но у него пошла из
носа кровь. Вызвали скорую. Врачи сказали, что в него попало 110 миллилитров
воды», — рассказал местным журналистам отец погибшего младенца.
Надо сказать, что крещение — самый популярный религиозный
обряд в стране. И крестят в основном именно младенцев до одного года.
Дело расследует полиция. Защитники священника уверены, что у
ребенка было сопутствующее заболевание, которое и послужило причиной гибели. И
об этом, по их мнению, родители вполне могли умолчать. Ведь прецеденты были.
Причем недалеко от Сучавы, где произошла эта трагедия, — в
250 километрах. В одном из сел под Кишеневом в 2010-м во время крещения умер
шестинедельный младенец. Священника обвинили в убийстве по неосторожности.
Однако медэкспертиза выявила, что ребенок болел пневмонией. Погружение в воду
ему было категорически противопоказано. Суд оправдал священника.
Обстоятельства последнего инцидента пока неясны. Однако
Румынскую церковь уже призвали изменить обряд. Более 60 тысяч верующих
подписали петицию с требованием отказаться от полного погружения в воду.
«Устроили истерику»
Дискутируют об этом и в других православных странах. В том
числе в России. За последние полвека о случаях утопления младенцев при крещении
у нас ничего не известно, однако пострадавшие были.
Так, в августе 2019-го в Гатчине местная жительница
Анастасия Алексеева пожаловалась в полицию на игумена Фотия (Нечипоренко),
который, по ее словам, слишком грубо обращался с ее годовалым ребенком:
несмотря на сопротивление младенца, с силой окунал в купель.
«После первого погружения в купель я поняла, что
ребенок захлебывается. Стала вырывать его», — рассказывала мать
журналистам.
В итоге младенец получил ссадины и ушибы.
Игумена отстранили от служения на один год, в дело вмешалась
прокуратура. А отец Фотий тогда заявил, что родители сами «закатили
истерику».
Общественное мнение разделилось. Одни считали, что батюшка
«перегнул палку»: он видел, что младенец не успокаивается, поэтому
надо было подождать с окунанием в купель. Другие осудили родителей — могли бы
лучше подготовиться к обряду.
Проблема действительно есть: родители порой жалуются на грубое
обращение с ребенком во время крещения. Священники же не понимают, зачем
спешить с чадом в храм, если даже не знаешь, как совершать крестное знамение.
«До прямых конфликтов, конечно, обычно не доходит. Но
напряжение возникает часто. Особенно когда приходят в храм, рассчитывая на
некую услугу, за которую заплатили деньги. И хотят, чтобы все было по их воле.
Это, на мой взгляд, частный случай потребительского отношения ко всему — в том
числе и вере», — отмечает известный публицист протоиерей Максим Первозванский.
Такой подход, по его словам, неприемлем. Ведь крещение — это
«соединение с Богом».
«Тут требуется определенное отношение, прежде всего от
человека. Но если он говорит, что, мол, заплатил и теперь священник должен
обеспечить для его ребенка «жизнь вечную», то это принципиально
разрушает саму основу духовного подхода к жизни», — объясняет священник.
«Священников обучают»
Тем не менее, по словам отца Максима, не стоит исключать и
человеческий фактор. Нередко инциденты при крещении возникают просто потому,
что либо «священник встал не с той ноги», либо «родители
переволновались».
«Ведь крещение — наряду с рождением, венчанием,
отпеванием — важное событие в жизни. Поэтому людям довольно непросто», —
отмечает он.
Крещение в России — самый массовый обряд. По данным
социологов, крещеными себя называют 80 процентов населения. В большинстве
храмов таинство совершается практически ежедневно. Как правило, крестят сразу
двух-трех младенцев.
«Православная церковь придерживается преимущественно
изначальной практики крещения — погружения. Это совершал сам Спаситель, и
греческое слово «баптизо» означает «погружать» полностью.
Но в некоторых исключительных случаях допускаются иные формы», — говорит
глава Учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов.
Например, иногда крестят, обливая водой, — так, по словам
отца Максима, было в советские годы, «когда специально оборудованных
купелей в храмах не имелось». Так сейчас крестят католики и протестанты.
«Безусловно, в Русской церкви учат священников
правильно погружать младенцев в купель. Практические занятия проходят в наших
духовных школах и семинариях. Опытные священнослужители на специальных куклах
показывают, как надо держать младенца», — уточняет глава Учебного комитета
РПЦ.
Особенно, подчеркивает он, это важно для тех служителей, у
кого еще нет своих детей и «навыка их купания». «Им попросту это
может быть страшно», — добавляет протоиерей. В таких случаях, если
священник не уверен в своих силах, он просит одного из крестных родителей
погрузить младенца в купель.
Поэтому меры безопасности в российских храмах соблюдают.
Несчастных случаев, подобных тому, что в Румынии, заверил отец Максим, не было.
Кроме того, по его словам, число таких инцидентов в
православных церквах ничтожно мало «по сравнению с количеством несчастных
случаев в других сферах жизни». Поэтому о пересмотре обряда речи не идет.
О том же, кстати, заявили и в Румынской церкви. Безопасность ребенка — в руках
священника и родителей.