Слово «церковь» в греческом языке обозначено как «ekklesia», то есть собрание верующих, от слова «собирать». И церковь – это люди, верующие в Иисуса Христа, наполняющие храм. А сам храм – это здание. Просто в обыденной речи два этих понятия путаются. Поэтому храм можно отнять. Но запретить жить с Христом в сердце и вопреки давлению мира сего собираться для совместного богослужения – до сих пор этого не удавалось сделать никому.
Прозвучавшее пару дней назад на румынском телеканале TVR Moldova заявление депутата Партии действия и солидарности (ПДС) Василе Шоймару о необходимости, следуя примеру киевских властей, законодательно запретивших Украинскую Православную Церковь, запретить деятельность Митрополии Кишинева и всея Молдовы ожидаемо вызвало серию протестных реакций.
Понятно, что на заявление представителя правящей партии не могли не отреагировать в Московском Патриархате, с которым Православная Церковь Молдовы сохраняет духовную и каноническую связь. Советник Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Николай Балашов высказал мнение, что «если политическая сила, от лица которой выступает упомянутый депутат, попытается пойти путем антиконституционного насилия в религиозной области, это приведет к тяжелым последствиям для Молдовы». Он добавил, что попытки политиков в своих конъюнктурных интересах решать вопросы устроения церковной жизни вместо самой Церкви, вместо верующего народа никогда до добра не доводили.
«Заявление этого депутата следует расценивать как угрозу в отношении большинства верующих Православной Церкви Молдовы. Эти угрозы символизируют тот правовой беспредел, который может грозить невинным верующим, желающим просто следовать своей канонической принадлежности, свободно исповедовать свою веру, молиться, посещать храмы, то есть вести полноценную жизнь», – отметил заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. По его словам, подобные заявления на самом высоком уровне свидетельствуют об упадке правосознания, который поражает правящие круги не только в Молдове, но и многих других странах, в том числе тех, где сквозь пальцы смотрят на преследование верующих на территории Украины. «Мы надеемся, что в молдавском обществе достаточно здравомыслящих людей, которые не позволят повторить то, что произошло с Украинской Православной Церковью, ставшей мишенью для беззаконных действий местных властей», – заключил Кипшидзе.
У нас в Молдове первыми отреагировали оппозиционные политики. Экс-президент Республики Молдова Владимир Воронин в категоричной форме потребовал убрать руки прочь от Церкви и Митрополии Молдовы. «От безбожной власти иного не следует ожидать. Эти антихристы прекрасно понимают, что именно Православие является краеугольным камнем Молдавской государственности, что Молдавская Митрополия – это единственное, что еще объединяет берега Днестра, и, значит, дает надежду на то, что Республика Молдова рано или поздно станет единой», – заявил он.
Другой бывший глава государства, Игорь Додон, предупредил, что попытки запретить Православную Церковь Молдовы спровоцируют опасный виток противостояния в обществе, которое и так разделено властями. «В попытке выиграть предстоящие 20 октября выборы президента власти натравливают людей друг на друга, деля их на тех, кто поддерживает их курс на интеграцию в ЕС, и тех, кто не желает ради этого ссориться с Россией. Теперь взялись за верующих. Такая политика чревата эскалацией и без того напряженной ситуации в стране. Мы это уже проходили в 1992 году, когда подобные действия властей привели к кровопролитному конфликту на Днестре, в ходе которого тысячи людей погибли, были покалечены, стали беженцами. Но нынешние власти горький урок тех лет, похоже, не усвоили», – сказал Додон.
Поднявшаяся в социальных сетях волна возмущенных комментариев вынудила руководство ПДС выпустить пресс-релиз, в котором заявить о своем несогласии с заявлениями Шоймару: «ПДС дистанцируется от заявлений депутата Василе Шоймару относительно Молдавской митрополии. Правительство ПДС не готовит никакого законопроекта или инициативы, которые бы ликвидировали митрополию» – заверили в правящей партии. Что тут же вызвало гнев ее сторонников, которые в тех же соцсетях принялись заявлять о своем несогласии с таким подходом, восхвалять депутата Шоймару и требовать запрета Церкви.
Итак, в политическую повестку Республики Молдова, насыщенную суетой в связи с предстоящими 20 октября выборами ее президента и проводимого в тот же день «мутного» референдума – то ли о присоединении к ЕС, то ли об очередном насилии над молдавской конституцией, – оказался включенным еще и вопрос, вынесенный нами в заголовок: ждет ли Православную Церковь Молдовы украинский сценарий? Поделюсь некоторыми соображениями на этот счет.
- Понятно, что заверениям ПДС о том, что ее правительство «не готовит никакого законопроекта или инициативы, которые бы ликвидировали митрополию», верить нельзя. И дело не только в том, что, к сожалению, за период президентского мандата госпожи Санду мы так и не стали свидетелями выполнения ни одного из ее предвыборных обещаний. Да, были отдельные попытки, как, например, с реформированием юстиции, но лучше бы их не было, потому что сегодня молдавская юстиция пребывает в состоянии куда более плачевном, чем четыре года тому назад. И даже не в том дело, что в какой-то момент руководство ПДС не сможет отказать требованиям «проевропейской общественности» и запустит механизм законодательного ограничения деятельности канонической Церкви (День Победы 9 мая ведь тоже обещали сначала не трогать).
Не надо забывать, что в странах, подконтрольных Западу, любые действия властей в отношении Церкви – будь то на Украине, в Эстонии, Латвии, Литве, в нашей Молдове – так или иначе вписаны в общую, координируемую из Вашингтона стратегию по «раскалыванию» Русской Православной Церкви, в чьей канонической ответственности продолжают пребывать православные верующие этих стран. Поэтому, если поступит соответствующая команда, то даже вне зависимости от желания Майи Санду и руководства ПДС давление на Православную Церковь Молдовы возрастет.
Рискну лишь предположить, что случиться это может уже после президентских выборов, причем даже вне зависимости от их итогов. Ведь в любом случае у ПДС останется парламентское большинство и правительство.
- Не склонен думать, что это давление будет копировать методы киевского режима: силовые захваты раскольниками храмов, избиения священников и прихожан, обыски в епархиальных управлениях, аресты и судебное преследование архиереев и т.д. Вероятнее всего молдавская власть «пойдет другим путем», уже испробованном в 2023 году: с одной стороны, давление и шантаж епископата и, в первую очередь, митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира, а, с другой, – подкуп настоятелей приходов канонической Церкви, поиск в среде молдавского клира иуд, готовых за «евросребренники» переметнуться к раскольникам в «Бессарабскую митрополию».
Само собой, вся эта возня будет сопровождаться массированной антицерковной кампанией с компроматом и разного рода надуманными, бездоказательными обвинениями в адрес священников Православной Церкви Молдовы. Собственно, очередную атаку в этой грязной информационной войне мы наблюдаем уже сегодня, когда ее клириков провластные СМИ сначала бездоказательно обвиняют в связях с беглым бизнесменом Иланом Шором, осужденным на 15 лет тюрьмы за мошенничество, а затем, по их возвращению из паломнических поездок в российские монастыри, погранполицейские с таможенниками начинают «трясти» в Кишиневском аэропорту: задавать провокационные вопросы, обыскивать багаж и пр.
Словом, один сплошной стыд и позор, но имеем, что имеем.
- Во всей этой атмосфере нагнетания страстей вокруг возможного «запрета» Православной Церкви Молдовы нам – и клириками, и мирянам – надо помнить одно: Церковь запретить невозможно.
За два тысячелетия существования Церкви Христовой этого не удалось сделать никому. А уж каким гонениям она ни подвергалась, какие только диктаторы ни пытались ее «запретить»! Но вот парадокс, который не в состоянии был понять ни один из гонителей: из каждого подобного, попущенного Господом испытания, порой сопровождаемого реками крови христианских мучеников, страданиями истинных исповедников веры, Церковь выходила окрепшей, пополнялась святыми.
«Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Можно отнять храм, загнать в катакомбы, отбирать иконы или «реквизировать» церковные ценности, можно посадить верующего человека в тюрьму или подвергнуть другим лишениям – но невозможно отнять у него Христа. Если Он живет у человека в сердце.
Слово «церковь» в греческом языке обозначено как «ekklesia», то есть собрание верующих, от слова «собирать». И церковь – это люди, верующие в Иисуса Христа, наполняющие храм. А сам храм – это здание. Просто в обыденной речи два эти понятия путаются. Поэтому храм можно отнять. Но запретить жить с Христом в сердце и вопреки давлению мира сего собираться для совместного богослужения – повторюсь, до сих пор этого не удавалось сделать никому.
В предстоящих испытаниях для нас, молдавских верующих, главное – сохранить верность канонической Церкви Христовой, крепить ее единство.
И стараться не обращать внимание на глупости, озвучиваемые или чинимые ее недругами.
И помнить: Господь наш Иисус Христос молился за своих гонителей даже на Кресте.
Виктор Жосу
Подписывайтесь на наш Telegram-канал https://t.me/enewsmd Много интересного: инсайды, заявления, расследования. Много уникальной информации, которой нет у других.