«Память для художника — это основной и неисчерпаемый источник сотворения
образа; только она способна придать ему глубину и значительность. Так,
Греку много раз пишет ворота, но особые знаки выводят их из разряда
утилитарности, наделяют духовностью, и ворота предков становятся
вратами. Если дерево — это из жизни, то древо — это уже из фонда
памяти», — говорится в аудиолекции.
Михай Греку родился в 1916 году в Бессарабии. Своих родителей он не
знал и был на попечении дальних родственников. Учился в педагогическом
училище для юношей, а затем поступил в бухарестскую Академию изящных
искусств. В 1945 году Греку вернулся с семьей в Кишинев, окончил
Кишиневское художественное училище и вступил в Союз художников.
«В разные годы свои художественные симпатии Греку отдавал очень
разным мастерам: от импрессионистов Йона Андрееску и Клода Моне до Таира
Салахова и Ильи Глазунова. (…) Высшей ценностью для Греку и в жизни,
и в искусстве всегда оставалась свобода. Высшая свобода в искусстве
означала для него возможность делать искусство играючи, а играть умеет
лишь тот, кто свободен, считал Греку», — отмечают авторы лекции.