Мероприятия,
которые состоятся по этому поводу, пройдут под патронатом президента Республики
Молдова Майи Санду, пишет moldpres.md.
В беседе с
корреспондентом агентства директор театра народный артист Петру Хадыркэ отметил, что в
начале ХХ века ни радио, ни телевидение еще не входили в дома людей. Кинотеатр
только начинал покорять публичное пространство. В начале 20 века театр значил
все: это было место, куда людей притягивало, как магнит, они приезжали ради
развлечений и искусства, чтобы встретиться и пообщаться, узнать новости и
получить образование. Известно, что в 1917 году новый политический класс
Кишинэу, движимый революционными событиями и сформированный в законодательном
органе Сфатул Цэрий, вел серию ожесточенных битв за румынский язык, румынскую
книгу и национальную школу. Менее известен тот факт, что депутаты Сфатул Цэрий несколько раз выступали за
создание Национального театра на румынском языке.
«Перед
голосованием по Акту Объединения
Бессарабии с Румынией еще в феврале, а затем в марте 1918 года на
законодательном форуме новообразованной Молдавской Демократической Республики
министр образования Павел Ерхан предложил проект решения, предусматривающий —
передача здания «Пушкинский зрительный зал» культурному обществу «Фэклия» для
преобразования при финансовой поддержке правительства в театр для постановок на
румынском языке», — подчеркнул Петру Хадыркэ.
Тема вызвала
жаркие дискуссии на заседании
14 марта 1918 года. Представители меньшинств, поддержанные некоторыми
депутатами от крестьянской фракции, сопротивлялись этой инициативе. Идею
создания театра на румынском языке особенно поддержали депутаты от Молдавского
блока и другие представители интеллигенции: П. Ерхан, В. Чижевски, И. Буздуган,
А. Крихан, В. Гафенку, Н. Босие- Кодряну, Н. Бивол, Э. Синиклиу, Г. Буруянэ, Э.
Алистар и Т. Ионку.
«Споры,
вызванные этой темой, являются доказательством того, что права на культурную
самобытность были завоеваны повседневными усилиями, и зачастую их было труднее
обеспечить, чем социальные права. Наряду с обучением на государственном языке
поднимался вопрос о театре. Новый политический класс осознавал важность Театра
как института консолидации новой власти, в программе которой было утверждение
права на национальную культуру и обеспечение доступа населения к ценным
произведениям искусства. Проект был принят большинством голосов и положил
начало настоящей «битве за румынский театр» в Кишинэу. Первая победа будет зафиксирована
через три года, 6 октября 1921 года, когда в Кишинэу открылся первый сезон
Румынского национального театра. «Театр — это искусство эмоций и интеллекта,
которое можно проживать бесконечно, и оно способно пробуждать дух и объединять
сердца», — подчеркнул
директор Хадыркэ.