В чем проблема?
В ход у противников переименований идут всевозможные
высказывания: не время, лучше бы дороги сделали, у людей нет работы, сёла
пустеют – молодежь уезжает, надо менять документы, Ленин – это тоже наша
история, в России не поймут, пусть закончится война, зачем нам это вообще надо
и т.д.
Проблемы
социально-экономического характера, конечно, имеют место, и они в разной
степени всегда влияли на возможности и осведомленность людей. Но это не
означает, что о собственной истории и вообще о гуманитарных вопросах надо
напрочь забыть, иногда защищая чужое больше, чем свое.
К сожалению, за годы имперско-советской власти у части
гагаузов произошло подмывание идентичности. Ложное мнение о том, что гагаузы
чем-то обязаны российскому царю за земли Буджака, Голодомор 1946-47 гг., ссылки
и другие преступления в первые годы правления большевиков, а затем десятилетия
советской пропаганды, которую позже сменило путинское «Геббельс-ТВ», нанесло
колоссальный урон.
На словах гагаузы
считают себя гагаузами, но на практике родной язык дети знают все меньше и
меньше. Созданная автономия Гагауз Ери в Молдове по факту не
справляется со своей основной задачей – сохранение и развитие народа. Танцы и
пляски – это хорошо, но мало. Нужна системная гуманитарная политика, включая
тотальные изменения в местной топонимике. Ибо это тоже восстановление
исторической памяти.
Гагаузия ли?
Если проехаться по автономии и обратить внимание на названия
улиц, переулков, имеющиеся памятники и прочую топонимику, то сложится
впечатление, что вы не в Гагаузии, и даже не в Молдове, а где-то в России. Улицы
Ленина, Маркса, Кирова, Ворошилова, Советская, Пролетарская, Будённого, Лазо,
Комсомольская, Матросова, Фрунзе, Гагарина, Чкалова, Котовского, Пушкина,
Лермонтова, Горького, Кутузова, Суворова и т.д.
Наверное, не все
города самой России могут похвастаться такой имперско-советской колоритностью. Символом
маразма, конечно, остается памятник Ленину возле здания Исполкома Гагауз Ери,
который находится напротив Кафедрального Собора св. Ионна Предтечи в Комрате.
Дедушка Ленин, по приказу которого уничтожили сотни церквей, даже через сто лет
продолжает смотреть на красивый собор, до которого его опричники, слава Богу,
не добрались.
Нынешнее же
поколение гагаузских властей за все годы существования автономии (с 1994-го)
так и не сподобилось на какое-либо переименование местной топонимики. Не
ради кого-то, а ради самого гагаузского народа. Смелая инициатива о
переименовании центральной улицы Комрата – Ленина в честь одного из лидеров
гагаузского национального движения, первого президента непризнанной Гагаузской
Республики Степана Топала (умер в 2018-м) закончилась ничем. Аналогично не
смогли переименовать улицы Ленина в г. Чадыр-Лунга и в с. Авдарма.
Незрелость и
постоянная оглядка на Москву гагаузских политиков загоняет автономию в
пропасть. Вместо того, чтобы заняться системным изучением истории
гагаузского народа и донесением информации до людей, вместо использования
гагаузских названий в городах и селах автономии, регион фактически
продолжает оставаться резервацией «русского мира» на территории Молдовы. И это
в то время, когда в соседней стране Москва совершает страшные преступления.
Что у гагаузов Украины? От декоммунизации до деколонизации
Ситуация лучше, но есть свою нюансы. В 2015-м Верховная Рада
приняла пакет законов, предусматривающих избавление от символов
коммунистического прошлого. Коснулся этот процесс и украинской Бессарабии, в
частности, населенных пунктов с компактным проживанием этнических гагаузов.
Особого
энтузиазма, мягко говоря, здесь не было, но, поскольку закон носил обязательный
характер, его нормы все равно были выполнены. Активными противниками
выступали бывшие коммунисты, и не только.
Памятники
Ленину в некоторых гагаузских селах стояли до момента, пока соответствующими
органами не были открыты уголовные производства по факту демонстрации
запрещенной символики тоталитарного режима. Последние памятники были
демонтированы в 2020 г.
Переименование
сел также шло со скрипом. К примеру, бывшие села Червоноармейское и
Жовтневое тянули до последнего, пока не поступила указка сверху: или вы сами
подаете альтернативные название, или мы это сделаем за вас. Тогда в парламент с
местных советов были направлены исторические названия данных населенных пунктов
– Кубей и Каракурт, которые утвердила Верховная Рада в 2016-м. В первом
проживают болгары и гагаузы, а во втором — албанцы, болгары и гагаузы.
Новый этап переименований начался год назад после
широкомасштабного вторжения России в Украину. Этот процесс именуется как деколонизация
или дерусификация гуманитарной сферы Украины. В основном он уже прошел по
стране, однако может получить продолжение, поскольку в парламенте готовы к
принятию законодательные изменения по деколонизации топонимии и упорядочению
использования географических названий в населенных пунктах.
Особенность
переименований в гагаузских селах, как и во многих других в Буджаке, это
использование нейтральных названий (Садовая, Тенистая, Школьная, Зеленая,
Солнечная и т.д.). Особенно это проявлялось в прошлые годы во время
декоммунизации. Имеет место это и во время деколонизации. Основной аргумент –
чтобы нас больше не трогали. Хотя, если теоретически представить, что кто-то
захочет снова менять названия, или, не дай Бог, пришли бы рашисты, то вряд ли
они у кого-то что-то бы спрашивали, как это произошло на оккупированных
украинских территориях.
Со стороны Киева
звучит следующий сигнал – менять надо, но вы сами можете выбрать альтернативные
названия. Именно поэтому еще в мае прошлого года я вышел с инициативой,
которую поддержали гагаузские общественные организации, чтобы во время
очередных переименований улицам придали содержательные названия. Для этого мы
объехали девять населенных пунктов (моноэтнические, смешанные), где проживают
гагаузы.
Подход – можно
использовать имена известных уроженцев, которые отличились в самом селе или за
его пределами, исторических персонажей как на уровне села, так и общеизвестных
для всех гагаузов, местную топонимику, названия из гагаузских слов, и, конечно
же, украинские названия.
Так, в селе Новосёловка (Eniküy) появились улицы Михаила
Чакира, Буджакская; в Старых Троянах (Eski Troyan) – Гагаузская, Украинская,
Федора Караконстантина (уроженец села 1995 года рождения, лейтенант ВСУ,
участник российско-украинской войны, погиб в 2017 году); а в Кубее – Читак (на
этой улице обосновались первые поселенцы-гагаузы, которых называли читаками).
Революционными
стали недавние переименования в Виноградовке, где появятся гагаузские названия
улиц – Бирлик (в переводе означает «Единство»), Качамак йолу (местный топоним,
означающий «дорогу-лазейку» или «дорогу жизни»), переулка – Жеку Балабана
(первый староста села в нач. XIX ст.)
Главным же достижением стало возвращение исторического
названия селу Курчу. Соответствующее голосование прошло в Болградском
горсовете, но окончательное решение будет за Верховной Радой. Часть жителей
села поддерживает данное решение, а часть выступает против, в основном те, кто
являлись противниками сноса памятника Ленину. На словах они за Курчу, даже
употребляют это слово, но на деле находят ряд причин, почему не надо
восстанавливать историческую память.
То есть, процесс
в гагаузских селах Украины идет – ситуация здесь лучше, чем у гагаузов Молдовы,
но остается часть людей, которые все еще находятся в плену советского наследия,
отказываясь признать и принять собственную историю. Поэтому работа
продолжается. Результат, который достигнут на сегодняшний день, уже прогресс –
требующий развития.
Иван Капсамун, журналист, Киев