Патриарх Даниил принял 19
января спикера РМ Игоря Гросу в присутствии Иона-Марчела Чолаку, председателя палаты
депутатов румынского парламента, и премьера Николе-Ионела Чукэ. За этим
последовал пресс-релиз канцелярии священного синода РПЦ, в котором говорится о
том, что Кишинев должен оказать поддержку Бессарабской митрополии.
Указано, что Бессарабская
митрополия «30 лет подвергается дискриминации во всех аспектах по сравнению с митрополией
Кишиневской и всея Молдовы, находящейся в юрисдикции Московского патриархата»: «Патриарх
Румынский просил о равном отношении к Бессарабской митрополии, чтобы разрешить
ее клирикам оказывать религиозную помощь в армии, пенитенциарах, больницах, приглашать
на официальные мероприятия, на которые клирики других церковных структур на
территории Республики Молдова приглашаются».
Игорь Гросу сообщил, что
«некоторые вопросы, касающиеся равного обращения, решаются, как и просьбы о
передаче Бессарабской митрополии некоторых зданий».
В пресс-релизе говорится
об «открытости нового государственного руководства РМ по отношению к
Бессарабской митрополии в рамках Румынской православной церкви», а также об
активном содействии глав парламента и правительства «в этом изменении позиции
кишиневских властей».
Ранее на месте дома
правительства действительно стоял Епархиальный дом. Однако он появился по
инициативе и при участии архиепископа Кишиневского и Хотинского Серафима (Леонид
Михайлович Чичагов) и первоначально именовался Серафимовским домом. Здание
начали строить в 1910 году на средства российской православной церкви и города,
освятили в 1911 году. Здесь были церковный музей, попечительство, библиотека,
школа псаломщиков, был огромный, лучший в Кишиневе, концертный зал. На первом
этаже помещения сдавались в аренду под магазины, филиалы банков, фотоателье. В
1940 году здание передали под дом Красной Армии, потом его получила Румынская
православная церковь. Она не имеет никакого отношения к строительству
Епархиального дома, а просто пользовалась им с 1918-го по 1944 год. И в связи с
этим теоретически Московская патриархия имеет право требовать с румынских
коллег арендную плату за эти годы.
Второе обстоятельство,
которое также следует подчеркнуть. Серафимовский дом и соседствующие с ним
здания консистории, семинарии и семинарской церкви были разрушен в годы войны, к
развязыванию которой Румыния имеет самое непосредственное отношение. И это РМ
должна требовать у Бухареста компенсации за те убытки, которые молдаване
претерпели за время оккупации.
В 1944-м все эти здания стояли
в руинах. Можно ли было их восстановить – неизвестно, но было бы странно, если
бы Советская власть стала бы этим заниматься в то время, когда весь Кишинев был
разрушен, людям негде было жить и нечего было есть. В 1947 году руины были
расчищены под площадь Победы. И все это не имеет абсолютно никакого отношения к
РПЦ, патриарху Даниилу и Бессарабской митрополии — это история Кишинева и Республики
Молдова. Мы же не комментируем обстоятельства, при которых строилось при Чаушеску
здание нынешнего парламента Румынии.
В-третьих, закон о
реституции в Республике Молдова есть, но фактически не действует. Случаи возвращения
бывшим собственникам зданий в историческом центре города единичны. Если Бессарабская
митрополия хочет себе что-то вернуть – почему бы и Московской патриархии не
потребовать то, что было построено в свое время на ее деньги ее иерархами? А
после этого следует ожидать новой лавины исков о реституции от наследников,
которые захотят вернуть недвижимость и получить компенсации. Например, имеются
конкретные собственники дома баронессы фон Гейкинг, в котором размещается
академия музыки, театра и изобразительных искусств, и они не раз приезжали в
наш город, чтобы об этом напомнить.
В-четвертых, совершенно
ясно, что если запросы патриарха Даниила удовлетворят – румынская церковь на этом
не остановится. Если она самым скандальным образом считает своей собственностью
Серафимовский дом – то, видимо, хочет получить и кафедральный собор, и все
остальные здания церквей и монастырей по украинскому сценарию.
Очень интересно, что же
все-таки обещал Гросу румынской церкви под напором Чолаку и Чукэ? Неужели он
готов развязать в Молдове религиозную войну во имя того, чтобы угодить
непомерным аппетитам запрутских братьев? Если речь шла о том, что правительство
должно платить компенсацию РПЦ как собственнику участка под зданием правительства
– что это будет означать: бессрочную аренду здания у румынской церкви? Но что
же еще готова отдать партия Майи Санду, чтобы показать свою лояльность?