Ежегодно 27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. По данным Международной комиссии по изучению Холокоста под председательством Эли Визеля, около 300 000 евреев и тысячи цыган, а также других групп были уничтожены в ходе Холокоста в Молдове, сообщает eNews.
Однако проявления антисемитизма и гонения евреев, в которых принимали участие в том числе и местные жители, начались еще задолго до Второй мировой войны, пишет Locals со ссылкой на статью доктора исторических наук Дианы Думитру.
Так в 1903 году в Кишиневе произошел один из наиболее известных еврейских погромов в Российской империи. В воскресенье днем 6 (19) апреля 1903 года из толпы, собравшейся на площади, полетели первые камни в прилегающие еврейские дома, началось разорение лавок и магазинов, но к вечеру все затихло и ночь прошла спокойно. Полиция арестовала 60 человек. На следующий день 7 (20) апреля в Кишиневе разгорелся кровавый погром, сопровождаемый грабежами, поджогами и убийствами.
Бездействие полиции и властей местные жители восприняли как негласное разрешение на расправу с соседями-евреями. Согласно данным Еврейской Энциклопедии, в результате погрома погибли 49 человек, 586 были ранены (искалечены), были разрушены более 1500 домов (более трети от всех домовладений Кишинева).
То, что важно для индивидов, важно и для сообществ. Подавленные воспоминания опасны, ибо, вырываясь на поверхность, они могут разрушить то, что является здоровым, обесценить то, что является благородным, профанировать то, что является великим. Нация, как и индивид, может найти много способов для встречи и знакомства с собственным прошлым. И ни одного для его игнорирования, – из вступительного слова Эли Визеля, произнесенного на презентации окончательной версии Доклада по Холокосту в Румынии
Рассказываем, что известно о проявлениях антисемитизма со стороны обычных жителей Бессарабии.
На протяжении десятка лет евреи занимали лидирующую позицию по национальному составу Кишинева.
В 1897 году согласно всеобщей переписи населения Российской империи, в Кишиневе проживало больше евреев, чем русских и молдаван вместе взятых – 48 905 человек. Вплоть до 1930 года в этническом составе Кишинева евреи продолжали составлять большинство, после чего их сместили румыны. А в 1941 году население Кишинева и вовсе сократилось до 53 100 человек, большую часть из которых составляли румыны – 43 036 человек.
Румынское правительство было союзником нацистской Германии, но оно, как правило, не депортировало румынских евреев на оккупированную Германией территорию. Вместо этого евреев Бессарабии и северной Буковины депортировали в оккупированные районы Украины. В этом видео евреи из бессарабского города Бельцы собраны в лагеря во время депортации. К концу мая 1942 года румынские силы безопасности убили или депортировали большинство евреев в этом районе. Во всей Бессарабии осталось всего около 200 евреев.
Первые убийства совершали румынские военные и жандармерия с участием местных экстремистов (как правило, бывших членов фашистских партий) и оппортунистов. Затем главную роль начинали играть местные жители, которые выявляли, собирали и эскортировали евреев к месту казни. Они же иногда принимали участие в расстрелах, “добивании” раненых и грабеже мертвых тел. Надо отметить, что советских активистов неевреев румынские власти, зачастую, несмотря на требование односельчан, как правило, оставляли в живых, осуждая на различные тюремные сроки или каторжные работы, — историк Владимир Солонарь о более или менее общем сценарии атак на евреев.
Антисемитизм в крестьянской жизни
Доктор исторический наук Диана Думитру написала ни одну работу по теме Холокоста. В том числе и «Восприятие крестьянами еврейской жизни в межвоенной Бессарабии и как это оказалось связано с Холокостом». В своей статье она подробно рассказала, как в Бессарабии креп дух антисемитизма, как власти подогревали ненависть к евреям, обвиняя их во всех проблемах, и как обычные местные жители принимали участие в гонениях, грабежах, убийствах и издевательствах над евреями.
В Бессарабии евреи были принижены как этническая группа задолго до начала Холокоста. В отчетах румынской тайной полиции признавались, что в Бессарабии в межвоенные годы «особенно учителя» пропагандировали крайне антисемитскую партию L.A.N.C., созданную Александру К. Кузой, и ее идеологию. Членов этой партии часто называли кузистами.
В межвоенный период студенты из Бессарабии, как и многие студенты Румынии, занимались антисемитской деятельностью. Молдавский житель села Ходжинешть вспоминал, что в 1930-х годах в их село приезжали группы студентов правого толка, которые переходили от одного дома к другому в поисках евреев. Опасаясь за свою жизнь и имущество, еврейские жители спешили запереть свои дома и ворота, иногда даже заколачивая гвоздями входы в свои дворы. Не останавливаясь, молодые люди, вооруженные дубинками, перепрыгивали через ворота и входили в еврейские дома, где избивали хозяев и уничтожали их имущество.
Бессарабский еврейский сенатор Лейб Цирельсон уже в 1926 году говорил в парламенте о «насилии над евреями в поездах, на улицах, в трамваях и синагогах». Оказавшись в антисемитской среде, некоторые евреи отвечали насилием. В 1936 году на рынке Отачи произошла драка между евреями и кузистами после того, как «молодой кузист облокотился на прилавок еврейского торговца и сломал доску».
Вражда между местными жителями Барабоя (ярыми сторонниками кузистской партии) и Бричева (еврейским поселением) стала серьезным поводом для беспокойства властей в мае 1936 года. Несколько сотен кузистских военизированных отрядов из сел, многие в синей форме со свастикой и вооруженные массивными дубинками, забаррикадировали дороги к рынку Бричева и избивали тех, кто пытался пройти. Кузисты уничтожали народные товары, останавливали крестьян, направлявшихся на поля, и людей, шедших к врачу.
Как правило, полиция не предпринимала никаких действий и пыталась обвинить евреев в совершаемом против них насилии. В одном из полицейских отчетов евреи описываются как «очень мстительные по отношению к правым элементам, они сами провоцируют инциденты, которые потом можно свалить на мирные элементы».
Начало войны и Холокост
В июне 1941 года Румыния присоединилась к Германии и другим силам Оси в нападении на Советский Союз. В считанные дни войска нацистских союзников вошли в Бессарабию, и военные почти сразу же начали убивать евреев в деревнях и небольших городах Бессарабии. Евреев, которым удалось пережить первую волну зверств, держали неделями или месяцами в импровизированных лагерях и гетто. Позже примерно 154 000–170 000 евреев из Бессарабии, Буковины и Румынии пешком отправили в Транснистрию и заключили в лагерях до конца войны.
Имеющиеся документы показывают, что летом 1941 года в десятках мест Бессарабии группы местных крестьян добровольно участвовали в резне, направленной против еврейского гражданского населения, включая убийства тех, кто когда-то был их соседями. Такие акты часто начинались с того, что толпы крестьян приветствовали румынские войска, которые входили в определенную деревню. Затем они охотно называли еврейские семьи, указывали на еврейские дома, иногда помогали с арестами, издевательствами и даже с убийствами.
И свидетели, и жертвы описывали большинство этих нападений как «погромы» и тем самым сравнивали их с еврейским опытом в царской России девятнадцатого века. Один из таких эпизодов произошел в селе Думбравены. После уничтожения всех евреев местные жители из близлежащих деревень заняли пустующие дома.
Диана Думитру, анализируя материалы расследования преступлений и личности обвиняемых в них, дает обобщенный образ местных, кто убивал и грабил евреев: «С небольшими исключениями, это были этнические молдаване, мужчины в возрасте от 30 до 40 лет (иногда от 20 до 30), женатые, имеющие детей. Большинство — так называемые середняки, <…> почти половина — грамотные…».
Материалы советских послевоенных судебных процессов свидетельствуют о том, что крестьяне были широко вовлечены в грабеж еврейских домов во время Второй мировой войны.
Почти все молдавское население, у которого были лошади и повозки, было вовлечено в грабеж и кражу, в городе проживало около 5000 евреев, и мы выбрасывали их за пределы их домов без хлеба и одежды, а их имущество оставалось на произвол судьбы, и оно было разворовано, — из показаний одного преступника, арестованного после Второй мировой войны.
В румынском отчете, посвященном депортациям из Кишиневского гетто, упоминается неспособность военной охраны предотвратить грабеж колонн еврейских депортированных, направлявшихся в Транснистрию. Физические нападения продолжались в течение всего времени пребывания евреев в Бессарабии, как в лагерях, так и во время их маршей в Транснистрию.
Для многих из этих крестьян грабеж еврейских товаров представлял собой «естественный» способ уравновесить то, что они считали несправедливой экономической и социальной ситуацией, которая длилась слишком долго и которую, наконец, можно было решить.
Такие взгляды развились из сочетания реальных проблем, широко распространенных негативных стереотипов о евреях и энергичной антисемитской пропаганды 1930-х годов. Для многих бессарабских неевреев еврей стал воплощением эксплуататора, существом, которое жило в замкнутом, уютном мире и процветало за счет борющихся крестьян. В этих обстоятельствах идея уничтожения евреев, которая позже появилась в поле зрения, не казалась болезненной, прискорбной или постыдной. А с лета 1941 года это также больше не было противозаконным.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал https://t.me/enewsmd Много интересного: инсайды, заявления, расследования. Много уникальной информации, которой нет у других.