Комментирует для Коммерсантъ Юлия Шагельман.
Успех «На Западном фронте без перемен» делает его вторым в истории BAFTA фильмом на иностранном языке с наибольшим
количеством номинаций. Предыдущим рекордсменом был «Крадущийся тигр,
затаившийся дракон» Энга Ли в 2001 году, также выдвигавшийся в 14 категориях.
Из них картина победила в четырех, включая «Лучший фильм на иностранном языке»
и «Лучшая режиссерская работа», но главный приз уступила «Гладиатору» Ридли
Скотта.
Но если
британские киноакадемики назовут масштабный эпик Эдварда Бергера, натуралистично
демонстрирующий ужасы войны на протяжении двух с половиной часов, лучшим
фильмом года, это будет вполне в духе BAFTA — иностранные фильмы неоднократно получали эту
премию.
Традиция началась
с «Похитителей велосипедов» Витторио де Сики в 1949 году и включает «Балладу о
солдате» Григория Чухрая в 1961-м, разделившую награду с «Бильярдистом» Роберта
Россена.
Помимо главной награды «На Западном фронте без перемен»
выдвинута в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», а также «Лучший
адаптированный сценарий» (Эдвард Бергер, Лесли Патерсон, Иен Стокелл), «Лучшая
работа оператора» (Джеймс Френд), «Лучшая музыка к фильму» (Фолькер
Бертельман) и практически во всех «технических» категориях, от костюмов до
звука и спецэффектов. Кроме того, Эдвард Бергер номинирован как лучший
режиссер, а Альбрехт Шух, сыгравший Станислава «Ката» Катчинского,— как лучший
актер второго плана.
На победу в
категории «Лучший фильм» также претендуют «Банши Инишерина», «Всё везде и сразу», байопик «Элвис» База Лурмана, который занимает третье место с
девятью номинациями, и «Тар» Тодда Филда — бескомпромиссная по отношению к
зрителю драма о женщине-дирижере, выдвинутая общим счетом в пяти категориях.
Мартин Макдона, постановщики «Всё везде и сразу», которых принято называть
просто Дэниелы, и Тодд Филд будут соревноваться с немецким коллегой и в режиссерской номинации, куда также вошли
Пак Чхан Ук («Решение уйти») и Джина Принс-Байтвуд («Королева-воин»). Таким
образом, в этой категории всего одна женщина, несмотря на то что, меняя свой
регламент два года назад, BAFTA отдельно подчеркивала, что надеется на
увеличение шансов на номинацию для женщин-режиссеров. Зато категория «Лучший
дебют британского сценариста, режиссера или продюсера» вышла полностью
женской: в ней выдвинуты «Солнце мое» Шарлотты Уэллс, «Голубые джинсы» Джорджии
Окли, «Электрическая болезнь» Мари Лиден, «Бунт» Майи Кенуорти и «Любовь по
вызову» по сценарию дебютантки Кэти Брэнд.
В актерских категориях, уже по традиции BAFTA, сложившейся
после изменения порядка голосования, большинство номинантов выдвигаются на
премию впервые — 14 из 24, хотя процент «новичков» сократился по сравнению с
двумя предыдущими годами.
При этом сюда
вошли все фронтраннеры наградного сезона: Остин Батлер («Элвис»), Колин Фаррелл
(«Банши Инишерина») и Брендон Фрейзер («Кит») в номинации «Лучший актер», Кейт
Бланшетт («Тар») и Мишель Йео («Всё везде и сразу») в категории «Лучшая
актриса», Анджела Бассет («Черная Пантера: Ваканда навеки») и Ке Хюи Куан («Всё
везде и сразу»), выдвинутые за лучшую женскую и мужскую роли второго плана соответственно. Не обошлось, однако, и без
сюрпризов — к ним можно отнести номинации для Эммы Томпсон и Дэрила Маккормака
(«Лучшая актриса» и «Лучший актер» соответственно), сыгравших в «Любви по
вызову», которая осталась почти не замеченной другими премиями. Кроме
упомянутых в категории «Лучший актер» выдвинуты Пол Мескал («Солнце
мое») и Билл Найи («Жить»), а «Лучшая актриса» — Виола Дэвис («Королева-воин»),
Даниэль Дедуайлер («Тилл») и Ана де Армас («Блондинка»).
Среди тех, кого BAFTA предпочла не заметить, можно выделить
Стивена Спилберга и его «Фабельманов»: фильму досталась всего одна номинация за
оригинальный сценарий, написанный в соавторстве Спилбергом и Тони Кушнером. Также
британцы полностью проигнорировали индийскую антиколониальную сагу с песнями и
танцами «RRR: Рядом ревет революция», отмеченную на «Золотом глобусе» и
вплотную подбирающуюся к оскаровским номинациям,— то ли исторические травмы
тому виной, то ли все те же новые правила голосования. Кассовые хиты прошедшего
года «Топ Ган: Мэверик» и «Аватар» остались в «техническом» загоне, да и там первый
выдвинут всего в четырех категориях, а второй в двух. Вряд ли это сильно
повлияет на шансы всех этих фильмов на «Оскаре» (американские киноакадемики
сейчас как раз голосуют и объявят свои номинации 24 января), но уже заметно,
как с каждым годом две кинопремии все больше отдаляются друг от друга, что
делает BAFTA гораздо менее предсказуемой, чем раньше. Возможно, нас удивят и
итоговые награды, которые будут вручены в Лондоне 19 февраля.