Однако исследователи в последнее время все чаще подвергают
это сомнению. О том, где мог родиться Иисус Христос, — в материале РИА Новости.
Почти европейский
В конце декабря — начале января арабский городок Вифлеем почти
ничем не отличается от европейских. Те же разноцветные гирлянды, деревья с
иллюминацией. На главной площади — огромная елка. Ставят ее напротив базилики
Рождества, где уже много веков проходит важнейшее праздничное богослужение.
Храм возвели в 20-х годах IV века. С тех пор его практически
не перестраивали. И не разрушали: ни персы, ни монголы, ни турки-османы не
смели трогать одну из величайших святынь христианства.
Построили церковь по распоряжению Елены — матери римского
императора Константина. Но непонятно, почему именно здесь. Предание молчит о
том, кто подсказал точное местоположение пещеры, где родился Иисус. Хотя,
например, история поисков места распятия и воскресения Христа хорошо известна.
Это и заставило некоторых исследователей засомневаться. Еще
в XIX столетии ученые назвали другое возможное место. И как ни странно, их
теорию косвенно подтверждает само Евангелие.
Исторические противоречия
Из четырех евангельских книг только одна обстоятельно
повествует о рождении Спасителя. О пастухах, пещере, звезде и волхвах нам
известно из благовестия от Луки. Там четко указано место и время Рождества:
«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей
земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею».
Речь идет о консуле Публии Квиринии, который правил Палестиной в
начале I века. В шестом году он стал первым главой региона, только что
примкнувшего к Риму. В таких случаях прежде всего проводили перепись —
чтобы собирать налоги.
«Когда император Август хотел узнать, как велико было
число жителей в Римской империи, он приказал произвести личную перепись. Число
всех подчиненных Римской империи доходило до 4 101 017 лиц», —
свидетельствуют античные хроники.
Римские посланники подсчитывали дворы и проживающих там —
стандартная практика, дошедшая до наших дней. Вот только у Луки схема другая:
каждый отправлялся в свой родовой город. Марии с Иосифом пришлось покинуть
Назарет и совершить переход на юг — 175 километров. По мнению ряда историков,
подобное правило вызвало бы хаос на дорогах. Отсюда и скепсис насчет места
рождения Христа.
Более того, о Вифлееме нет ни слова в Евангелии от Марка —
самом древнем, 50-70-х годов I века. Это на несколько десятилетий раньше
благовестия от Луки. Там есть намек на то, что Иисус родом из Назарета.
А в посланиях апостола Павла, записанных, как полагают
ученые, до первых евангельских текстов, вообще ни слова о месте рождения
Христа.
Другой Вифлеем
Вместе с тем Вифлеем вскользь упоминает Матфей, чье
Евангелие датируется периодом между Марком и Лукой. О городе в контексте
Рождества говорят и апокрифы — раннехристианские тексты, которые Церковь не
признала каноническими.
Несколько лет назад израильский археолог Авирам Ошри заявил
о сенсации: точное место найдено! Вифлеем. Только другой.
Один Вифлеем находится в исторической области Иудея — именно
там, по общепринятой версии, родился Христос. Другой — в Галилее.
«Вифлеем Галилейский был очень известен в I веке. Он
был совсем рядом с Назаретом», — говорит ученый.
Там он раскопал фундамент византийской церкви. Ее пол
украшен замысловатой дорогой мозаикой — что свидетельствует о значимости храма.
«Как мы знаем из преданий, беременная Мария отправилась
с Иосифом на осле, — приводит аргументы Ошри. — Дорога из Назарета до Вифлеема
Галилейского занимает несколько часов. А до Иудейского — трое суток. К тому же
путь был опасным».
Опора на предание
Научное сообщество восприняло теорию Ошри скептически. Тот,
в свою очередь, обвиняет коллег «в заговоре» — якобы не хотят
разрушать многовековую традицию паломничества в Вифлеем Иудейский. Но на самом
деле доводы критиков чисто научные.
Во-первых, найденную археологом в Галилее церковь построили
не раньше середины V века. Довольно поздно по меркам региона. И тем более —
поселения, претендующего на особый статус в христианском мире.
Во-вторых, исследователи полагают, что Елена неспроста
выбрала место для базилики Рождества. По всей видимости, на него указали
проживавшие в Палестине христиане. Из поколения в поколение они передавали
сведения о наиболее значимых локациях земной жизни Христа.
«У нас, конечно, нет таблички с надписью: «Именно
здесь родился Иисус». Но есть предание, которое дошло до времен императора
Константина. И оно говорит в пользу Вифлеема Иудейского», — отмечает
немецкий археолог Луиза Гольдаммер.
То есть ученые не могут ни подтвердить, ни опровергнуть
версии о месте рождения. Другое дело богословы.
Согласно христианскому вероучению, пришествие в мир
Спасителя предсказали еще ветхозаветные пророки. В их книгах довольно подробно
описаны признаки Мессии. Главный — он будет потомком царя Давида и родится в
его городе, Вифлееме Иудейском.
«То есть Мария направилась туда из Назарета исполнить
предначертанное, чтобы чаяния людей (ожидавших Мессию. — Прим. ред.)
сбылись», — объясняет доцент кафедры библеистики богословского факультета
ПСТГУ протоиерей Константин Польсков.
И поколения христиан, по его словам, бережно хранили
подробности великого события. Сведения, дошедшие от первых последователей
Спасителя, были, подчеркивает ученый, довольно убедительны: царица Елена смогла
найти точное место рождения Спасителя и построить там храм.
Антон Скрипунов