организаторов погрома был молдаванин Павел Крушеван, в толпе —
кишиневцы-молдаване, а винит во всем Россию и русских. И даже почему-то
проводит параллели между еврейским погромом и восстанием декабристов.
«Мы должны понимать, что просвещенные умы России понимали, что
смирительная рубашка, которая была надета на весь русский народ и плюс народы,
которых она угнетала, была следствием самодержавия и полностью устаревшего
уклада жизни. В 1825 году, когда декабристы хотели сделать первые шаги к
цивилизации, они были истреблены, брошены в тюрьму, отправлены в Сибирь»,
— заявил Реницэ. Но где же тут историческая правда? Разве заговор декабристов
не был профинансирован извне, разве они не планировали насильственное свержение
законной власти? Все это доказано исторической наукой.
Журналист утверждает, что «еще с тех пор существуют различные способы
манипулирования населением, в том числе с помощью слухов, распространенными
властями»: «Более того, власти намеренно не вмешивались, чтобы
остановить кровопролитие в первый день погрома. В первый день, когда можно было
остановить кровопролитие, власти бездействовали».
«Очень важный урок заключается в том, что всякий раз, когда мы забываем
прошлое, оно стреляет в наше будущее, то есть разрушает наше будущее. Дело не
только в понимании того, что произошло, но и в том, что зная очень хорошо
прошлое, мы можем противостоять некоторым событиям, которые иногда являются
циклическими. Если не защищать себя от определенной токсичной информации, она
может прийти в разных формах”, — отметил Алеку Реницэ.
Да, все развивается циклично: разве не то же самое было в 2009 году во время
погрома парламента РМ? Но какую информацию считать токсичной? Не ту ли,
которую распространяет сам Реницэ? Разве то, что он говорит, не есть
политическая манипуляция в чистом виде?
Логика Реницэ такова: антисемитизм был городским, а не сельским явлением,
Бессарабия была сельской на 90 процентов, начит, виновато городское население,
то есть русские. Но 50 процентов населения Киинева составляли молдаване,
источник — энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Реницэ призывает «провести
фундаментальные исследования», чтобы выявить виновников «этого
страшного преступления», но его приговор уже готов.
«Вклад средств массовой информации был очень важен, поскольку
подстрекательство христианского населения против еврейского не длилось день или
два, власти не пытались уменьшить антиеврейские настроения, были механизмы,
способствующие возникновению погрома», — заявил журналист. Но в Бессарабии
к погромам призывал только один один орган СМИ — газета Павла Крушевана
«Бессарабец». Кем же был издатель по национальности?
«Очень важно, чтобы специализированные учреждения могли представить вещи
как можно более достоверно, правдиво и со ссылками на источники, чтобы мы могли
видеть, кто заинтересован в том, чтобы распространять ложь и демонизировать нас
как население, которое, тем не менее, не имело на протяжении всей истории
желания расправиться с теми, кто жил рядом с нами, — говорит Алеку
Реницэ. — Напротив, я думаю, что евреи здесь чувствовали себя очень
хорошо. Мы не думали о том, чтобы кого-то выгнать из страны. Мое родное село
соседствовало с еврейским торговым поселением. В моем родном селе не было
межэтнических конфликтов между румынами и евреями. Все эти проблемы были
придуманы и сделаны частью идеологии ненависти, которая порождает раскол
общества и не позволяет ему объединиться».
Нет, г-н Реницэ, не все так просто. Разве в молдавских селах не присоединялись
к румынам, грабившим и изгонявшим евреев после 1918 года? Разве в Бессарабии
местное население протестовало против этнических чисток, создания еврейских
гето и концлагерей? Разве известен хоть один случай противостояния чудовищной
фашистской политике истребеления «чуждых этносов», которую продвигали
румыны?
А если нужны компетентные источники информации на эту тему — Реницэ может
обратиться к научному исследованию своего коллеги, депутата парламента-90,
историка Владимира Солонаря, профессора университета Центральной Флориды,
автора книги «Очищение нации. Насильственные перемещения населения и
этнические чистки в Румынии в период диктатуры Иона Антонеску
(1940—1944)». Монография издана в Санкт-Петербурге издательством
«Нестор-История» в 2020 году — и она очень разочарует таких,
как Реницэ, желающих представить погромщиков и гонителей евреев как толпу
русских людей.
Ион Стойка