И если с Крещенским сочельником все более или менее ясно, и
даже атеисты помнят, что в этот день в «церквях дают святую воду», то
Рождественскому сочельнику повезло меньше: тут и у верующих масса вопросов,
пишет rg.ru.
С одной стороны, всем известно, что в сочельник готовят
праздничную Рождественскую трапезу — обильную, щедрую. С другой, сочельник —
последний и самый строгий день Рождественского поста, день, когда от еды
максимально воздерживаются. Так как же правильно провести день накануне
Рождества? Или, как безапелляционно формулируют некоторые СМИ, «что
обязательно надо сделать в Рождественский сочельник, а что делать категорически
нельзя?»
Начнем с того, когда разрешается приступать к еде 6 января?
К сожалению, вопрос о еде в пост — неважно, Рождественский ли это пост, или
Великий — часто затмевает и тему молитвы, и сам смысл поста, но раз уж это так
всех волнует, давайте раз и навсегда проясним вопрос с питанием в день накануне
Рождества. Тем более, что само слово «сочельник» произошло от
названия блюда из отваренных зерен пшеницы или риса с медом —
«сочива». Иван Шмелёв, называя «сочиво» кутьёй, добавляет к
главному (и единственному!) блюду Рождественского сочельника и специальный
напиток — «взвар» (крепкий отвар) — из чернослива, груши, шепталы
(сушеные абрикосы или персики). Здесь же, в романе классика «Лето
Господне», читаем: «В Сочельник, под Рождество, — бывало, до звезды
не ели…» Но до какой звезды? Почему до звезды? Давайте разбираться.
Звезду в Рождественский сочельник ждали не просто так.
Благочестивая традиция в сочельник приступать к еде только «после первой
звезды», соблюдалась верующими не одно столетие — в память о том, что
Рождение Христа сопровождалось появлением на Востоке новой звезды. Но какую
звезду ждут верующие в Рождественский сочельник, чтобы, наконец, поесть? Уж
точно не наградную, как Александр Васильевич Суворов в растиражированном
ТВ-анекдоте. И не ту, что на небе. В Церкви «первая звезда»
символизируется большой свечой, которую после утренней службы торжественно
выносят на середину храма и перед которой поют тропарь Рождеству Христову
(тропарь — это краткое песнопение, раскрывающее сущность праздника). Значит, по
окончанию литургии утром 6 января, после выноса большой свечи, придя домой,
можно и поесть — но только сочива: строгий пост. Получается, у верующих в
сочельник испытание их выдержки: праздничную Рождественскую трапезу готовим, но
к ней до поры до времени не притрагиваемся. А когда будет можно?
Давайте вспомним, что верующие стремятся причаститься в сам
праздник Рождества, на литургии в ночь с 6-го на 7-е января. По церковной
традиции мы перестаем принимать пищу не менее чем за шесть часов до времени
Причастия (принятая граница воздержания). То есть, если мы решили причаститься
на Божественной литургии в Рождество, после 18-00 вечера 6 января мы уже ничего
не едим. Вот временные границы постного питания в последний день
Рождественского поста.
Кончается же Рождественский пост уже в сам день праздника
Рождества, после ночной литургии. Вот тут-то и начинается праздничное застолье.
Кстати, в России раньше было в ходу специальное слово, обозначающее вкушение
скоромной, то есть непостной пищи по окончанию поста — слово
«разговение», не правда ли, знакомое нам из классической литературы?
Так вот, разговляемся мы после Рождественского поста уже 7 января, после
ночного праздничного богослужения с ночной литургией — Всенощного бдения.
Понятно, что такая строгость в еде не самоцель, а только способ уйти от нашей
вечной привязанности к пище, к нашему плотскому, и включиться в напряженный
ритм внутренней подготовки своей души и сердца к встрече Рождающегося Христа. И
еще важно помнить, что подобная строгость не касается больных или ослабленных
после болезни. Или тех, кто много и самоотверженно работает — врачей, например.
С питанием разобрались, переходим к пище духовной. Как
правильно провести 6 января, Рождественский сочельник?
Когда-то ожидание Рождающегося Христа пронизывало весь быт
Рождественского сочельника. В центре дома ставилась елка, заранее украшенная
звездами, под ней вертеп — игрушечное изображение пещеры, в которой родился
Младенец Иисус. Заранее готовились не только рождественские подарки близким, но
и вещи, деньги, провизия, выделяемые в помощь неимущим, сиротам, вдовам,
больным, обездоленным и заключенным. Благотворительность была неотъемлемой
составляющей праздника Рождества Христова. Все это готовилось заблаговременно,
с радостью и убеждением, что «не оскудевает рука дающего». Все это и
было даром человека Христу, вот это и есть главные подарки, которые следует
дарить в сочельник.
Но основные события Рождественского сочельника, конечно,
происходят в храме. Службы в этот день удивительно красивые. Пересказывать их
не имеет смысла, их надо видеть, слышать, в них надо участвовать. Отметим
только, что во время богослужений Рождественского сочельника читаются так
называемые «царские часы», получившие свое название в связи с тем,
что на них в России непременно присутствовали цари (а в Византии императоры).
Читаются на богослужениях в Рождественский сочельник и пророчества, за несколько
столетий предсказавшие рождение Спасителя. И все праздничные песнопения, весь
ход службы, готовят нас к принятию тайны Боговоплощения, тайны Рождества
Христова.
В Рождественский сочельник принято исповедоваться — с тем,
чтобы чистыми и обновленными встретить Родившегося Христа. Понятно, что
приходить в храм надо заранее подумав, как вы будете соблюдать правила
эпидемиологической безопасности: маска, дистанция. Даже если вы переболели и
привиты: не стоит ставить под удар братьев и сестёр по вере.
Поэтами замечено, что Рождественский сочельник, Рождество —
время особенное: будто сама вечность, разрывая оковы обыденности, в эти
январские ночи входит в нашу жизнь. Нет, мы не просто вспоминаем событие,
произошедшее две тысячи лет назад в темноте Вифлеемской ночи, когда Бог принял
человеческую природу, человеческую плоть, когда Он стал одним из нас, когда
Всесильный пришел в этот мир самым беззащитным — Младенцем (это и называется
тайной Боговоплощения)… Нет, Рождество — это не просто воспоминание о некоем
событии, имевшем место быть две тысячи лет назад.
Феномен Рождественской ночи в том, что время будто
останавливает свой бег, давая нам прикоснуться к надмирному, каким-то
непостижимым образом делая нас причастными и к тайне Боговоплощения, и к чуду
любви Божьей к нам, людям. И сердце начинает ясно ощущать, что ты принадлежишь
не только этому, такому зыбкому и суетному миру, но и миру иному, миру горнему.
Почему так происходит? Об этом лучше спросить у поэтов. Один из них, Константин
Михайлович Фофанов (1862 — 1911гг.), объяснял это так:
«Еще те звезды не погасли,
Еще заря сияет та.
Что озарили миру ясли
Новорождённого Христа…»