Но насколько
правдив этот миф? Как отмечает Томас Штоль из Иллинойсского университета, автор
нового исследования, за последние 40 лет в США наблюдается резкое улучшение
отношения к большинству расовых и религиозных меньшинств, чего нельзя сказать
об отношении к атеистам, пишет naked—science.ru.
Так, согласно недавним опросам, американцы менее
положительно относятся к атеистам (и мусульманам), чем к любой другой
религиозной группе. В то время как 93-96 процентов жителей Соединенных
Штатов сообщили о готовности проголосовать за кандидата в президенты, который
будет афроамериканцем, католиком или евреем, лишь 60 процентов опрошенных
хотели отдать свой голос потенциальному лидеру страны — атеисту.
Исследования
того, почему же люди проявляют такую антипатию к неверующим, начались
относительно недавно: и, как показали результаты, в основе предубеждения лежит
недоверие. Согласно все тем же опросам, 44% американцев считают, что
вера в Бога необходима для нравственности. И нелюбовь к отрицающим высшую силу,
похоже, проистекает из двух взаимосвязанных, но различных опасений.
Во-первых, людей беспокоит, что атеисты не разделяют их
моральных норм и ценностей: фактически они формируют социальную группу, которую
граждане США считают наименее соответствующей их видению страны. Во-вторых,
даже если бы неверующие имели общее представление о добре и зле, люди все равно
думают, что они будут вести себя аморально, поскольку не верят во всевидящего и
контролирующего Бога. Что удивительно, подобным предубеждениям подвержены не
только религиозные жители США. Недавние
исследования показали, что негативные стереотипы об атеистах как аморальных
людях встречаются в 11 из 13 изученных стран — и порой это нелестное мнение разделяют сами же неверующие.
Целью Томаса Штоля было изучить, в какой степени атеисты
согласны с различными общепринятыми ценностями, находят ли они их важными и
насколько их моральные принципы соответствуют воззрениям верующих — или же
отличаются от них. Ученый провел два опроса среди 429 атеистов и верующих США
(христиан, мусульман и евреев) на платформе Amazon Mechanical Turk, а также два
более крупных опроса с участием 4193 неверующих и теистов из Соединенных Штатов
(преимущественно религиозной страны) и Швеции (преимущественно нерелигиозной
страны). Среди прочего аморальность измеряли по Шкале макиавеллизма
личности: участникам предлагали взвесить такие утверждения, как «Я готов быть
неэтичным, если считаю, что это поможет мне добиться успеха», по пятибалльной
шкале. Результаты опубликованы в журнале PLOS One.
Исследование
показало, что верующие больше, нежели неверующие, склонны разделять моральные
ценности, способствующие сплочению группы (проявление уважения к авторитету и
так далее). В то же время атеисты с большей вероятностью будут
судить о нравственности поступка исходя из его последствий. Однако, вне
зависимости от того, верили опрошенные в Бога или нет, они в равной степени
придерживались ценностей, связанных с защитой уязвимых или слабых людей, с
борьбой против угнетения личности. Также у всех выявили склонность к
эпистемической рациональности: то есть участники доверяли утверждениям,
основанным на доказательствах, а не наоборот.
«Не исключено,
что негативный стереотип об атеистах как аморальных людях отчасти объясняется
тем фактом, что они менее склонны, чем религиозные, рассматривать уважение к
авторитету, внутригрупповую лояльность и святость как имеющие отношение к
нравственности. Они более склонны выносить моральные суждения о вреде на
основе консеквенциализма в каждом конкретном случае», — отметил Штоль. Таким
образом, добавляет ученый, у атеистов есть моральный компас, но откалиброван он
несколько иначе, чем тот, который используют верующие.