О том, как будет работать кодекс, NM
поговорил с соавтором этого документа, активисткой и основательницей ассоциации
Save Chisinau Анеттой Дабижа.
Анетта, расскажите, что это за кодекс?
Визуальный
кодекс размещения кампаний и наружной рекламы стал продолжением
проекта, который мы с командой реализовали в 2020 году. Тогда мы составили
визуальный гид к регламенту наружной рекламы, который обсуждался в мэрии
Кишинева. Над гидом, кроме меня, работал дизайнер, сооснователь агентства Piko
Creative Константин Шарков, дизайнеры Янку Войнован, Алекс Бурец, Александру
Мунтяну, Андрей Леверин.
В итоге мы отошли от разработки регламента наружной рекламы
в столице. Там было много противоречивых дискуссий: например, о том, как должны
выглядеть рекламные баннеры. Тот процесс приостановился, а вот визуальный гид
Кишинева мы все-таки опубликовали. Стоит отметить, что все мы действовали на
волонтерских началах, нам никто не платил: некоторые мои коллеги работали в
мэрии Кишинева, но к моменту публикации гида уже уволились оттуда.
Недавно к нам обратилось министерство культуры: попросило
подать заявку в CNMI и переработать гид таким образом, чтобы он стал набором
правил по размещению рекламы на исторических памятниках — для всей Молдовы.
Например, в кодексе указано, из каких материалов предпочтительнее делать
вывески, какие шрифты стоит использовать, в какой части фасада здания лучше
размещать рекламу.
Какой законной силой обладает кодекс?
Национальный совет исторических памятников (CNMI) утвердил
Визуальный кодекс 14 августа, теперь решение об этом должен подписать министр
культуры, после чего документ вступит в силу. Важно понимать, что кодекс — это
гид хороших практик, пример того, как должна выглядеть реклама, чтобы не
закрывать фасад исторического памятника и гармонировать как со зданием, так и с
общим обликом города.
Кодекс касается не только памятников архитектуры, но и
зданий, которые находятся в историческом центре. Например, если здание в
историческом центре Кишинева не имеет статус памятника, его владельцы все равно
обязаны привести наружную рекламу в соответствие с кодексом, иначе они не
получат одобрение проекта в CNMI.
Здесь есть один момент: кодекс разработан в соответствии с
законом «Об охране памятников» 1993 года, он касается только исторических
памятников и центров городов, то есть защищенных государством зон. Но у нас
есть другой закон — «О рекламе». Согласно ему, вывеска с максимальной площадью
в один квадратный метр не является наружной рекламой и не требует получения
разрешения. Это представляет собой дополнительную сложность, потому что закон
«Об охране памятников» говорит нам другое.
Распространяется ли действие кодекса на рекламу, которая
уже установлена на исторических памятниках?
Кодекс не имеет ретроактивной силы. Но надо помнить, что его
задача — помочь собственникам и экономическим агентам, направить их, показать,
а не заставить их делать что-то. Для этого есть закон.
Закрывать рекламой архитектурные элементы и сегодня запрещено
— законом «Об охране памятников» 1993 года. В этом случае Агентство
инспектирования и реставрации памятников должно предупредить собственников о
нарушении существующих правил.
Каких изменений вы ожидаете от внедрения кодекса?
В последние три года с рекламой в городе уже начали
происходить изменения. Например, заменили вывеску на здании Национального
дворца — в соответствии с нашими рекомендациями. Некоторые экономические агенты
тоже меняют свои вывески. И если это сделает один, второй, третий собственник,
то сработает сила примера.
Хуже с зонами, где таких примеров нет, например, в районе
Центрального рынка. Однако постепенно люди осознают, что то, как выглядят
фасады зданий — важно. Некоторые экономические агенты возмущаются, почему они
должны менять вывески или почему они не могут использовать на них яркие цвета.
Но ведь, как говорил «отец рекламы» Дэвид Огилви, «хорошая реклама продает без
того, чтобы привлекать к себе внимание». Кроме того, вывески нового типа не
только привносят в облик города упорядоченность, но и дешевле обходятся: ведь
заказать несколько букв на фасад стоит меньших денег, чем повесить огромный,
закрывающий все здание баннер.
Иногда мы забываем, да и мэрия забывает, что Кишинев должен
задавать стандарты для других городов. Мы живем в столице, Кишинев —
трендсеттер для Кагула, Унген или Комрата. Но пока он задает не самые лучшие
тренды — и это касается не только наружной рекламы, но и строительства. Что мы
оставим после себя в качестве культурного наследия? Разнокалиберные
многоэтажки?