В дни Великого поста православных христиан вводит Прощенное воскресенье – время, когда мы просим прощения у других людей, и сами их прощаем.
Получается, как получается, каждый старается в меру своих сил. Но есть у нас одна категория граждан, которая, насколько можно судить по их поведению, даже не пытается это делать. Это политики.
Может, я что-то упустил, но не припомню, чтобы кто-то из молдавских политиков просил прощения у избирателей за свои ошибки, обман, лицемерие, невыполненные обещания.
Речь не идет об их частной жизни – это их личное дело, – и не о каких-то обстоятельствах непреодолимой силы – войнах, природных катаклизмах, эпидемиях, – которые от них не зависят. Речь именно о заведомом обмане людей, о сознательном нарушении закона, норм морали с целью выиграть выборы, удержаться у власти, получить какие-то незаслуженные выгоды. О поведении по таким «принципам», как «цель оправдывает средства», «победителей не судят», «игра стоит свеч», «лес рубят – щепки летят».
Не могут не пачкаться?
Можно вспомнить многие вещи, которые политики не должны были бы делать, но которые они делали, делают и, к сожалению, не прекратят делать. Вот лишь некоторые примеры:
= Служение не народу Молдовы, а внешним «партнерам», покровителям и кураторам.
= Постоянный обман избирателей на выборах, раздача заведомо невыполнимых обещаний, фальсификация выборов.
= Фейковые протесты против несправедливой власти, закулисные договорняки с ней.
= Обман людей баснями про разные геополитические векторы, присоединения будь то к Европейскому союзу или Евразийскому, к НАТО или к Румынии.
= Обман собственных сторонников, злоупотребление их наивной верой в политику и политиков, циничное использование людей в личных корыстных целях.
= Наплевательское отношение к Конституции и законам, разрушение правового государства, попрание такого базового принципа законотворчества, как всеобщее благо.
= Политический «туризм», смена геополитической ориентации и национальной идентичности.
= Использование государства для коррупционных схем, для решения своих личных проблем, для того, чтобы отнимать чужую собственность и защищать свою собственную.
В обществе широко распространено убеждение в том, что политика – дело, мягко говоря, нечистое. Но все равно, занимаясь этим делом, можно хотя бы стараться не так сильно пачкаться. Или они уже не могут не пачкаться?
Например, кто заставлял депутатов молдавского парламента ратифицировать так называемую Стамбульскую конвенцию, которая легализует гендерную теорию и практику, разрешает смену пола и пропаганду ЛГБТ в учебных заведениях? Наверняка большинство депутатов были крещены, венчаны, считают себя православными. Но подняв руку за легализацию подобных непотребств, они пошли против своих родителей, против тех, кто их крестил, против базовых устоев самого народа.
Другие политики, которые сменили по несколько партий, которые вчера были пророссийскими молдаванами, а сегодня стали проеэсовскими румынами, настолько высокомерны и безответственны, что даже не считают нужным объяснить людям, почему они так поступают.
Никто не спорит, человек и его мировоззрение могут меняться – так выйди и публично расскажи людям, почему ты вдруг развернул свои политические убеждения на 180 градусов. Кто-то тебя поймет, кто-то нет, но так будет хотя бы честно. Нет, они не считают нужным хоть как-то объяснять свои политические кульбиты, даже когда речь идет о действительно важных, базовых вещах, таких, как смена этнической идентичности.
«Требуется крайняя чуткость…»
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» есть специальный раздел «Церковь и политика». В нем, в частности, говорится:
«Участвуя в управлении государством и в политических процессах, православный мирянин призван основывать свою деятельность на нормах евангельской морали, на единстве справедливости и милосердия (Пс. 84. 11), на заботе о духовном и материальном благе людей, на любви к отечеству, на стремлении преображать окружающий мир по слову Христову.
В то же время христианин – политик или государственный муж – должен ясно сознавать, что в условиях исторической реальности, а тем более в контексте нынешнего разделенного и противоречивого общества, большинство принимаемых решений и предпринимаемых политических действий приносит пользу одной части общества, одновременно ограничивая либо ущемляя интересы и желания других. Многие из упомянутых решений и действий неизбежно сопряжены с грехом или попустительством греху. Именно поэтому от православного политика или государственного деятеля требуется крайняя духовная и нравственная чуткость.
Христианин, трудящийся в области созидания государственной и политической жизни, призван стяжать дар особой жертвенности и особого самоотвержения. Ему совершенно необходимо быть внимательным к своему духовному состоянию, дабы не допускать превращения государственной или политической деятельности из служения в самоцель, которая питает гордыню, алчность и другие пороки».
Надежда на то, чтобы политический класс Молдовы начал меняться, прекратил врать, стал бы другим, лучше, кажется несбыточной мечтой. Но вдруг?
Вряд ли стоит ожидать от наших политиков извинений за свои действия. Но надо ли прощать их самих, как это принято в Прощенное воскресенье? Как простых смертных, которые, как и все мы, грешны – да.
Но как политики, несущие беды и страдания собственному народу – тем более, если они делают это сознательно, со злым умыслом, в нарушение принципа общего блага, – они должны отвечать за то, что делают.
Дмитрий Чубашенко
На фото: За три с лишним десятилетия независимости в Молдове прошли сотни политических митингов. Ни на одном из них ни один политик не сказал людям: «Простите нас за то, что мы вас обманываем».