сложилась и закрепилась не подлежащая сомнению и оспариванию «индепендентская»
мифология, которую исповедуют и продвигают все статусные политики, независимо
от того, находятся ли они у власти или в оппозиции.
Главные пункты этого мифа выглядят так: молдаване всегда
стремились к независимости, боролись за нее и добились ее; независимость
Молдовы была провозглашена от СССР, но не от Румынии, а сегодня продолжается
борьба за независимость от России, но не от Запада; 32 года независимости были
непростыми, но это не повод для того, чтобы опускать руки и разочаровываться,
надо еще активнее бороться за независимость, и тогда она станет по-настоящему
прочной и реальной; кульминацией независимости должно стать вступление Молдовы
в Европейский Союз.
Те, кто еще помнит события конца 80-х-начала 90-х годов
прошлого века, понимает, что в реальной жизни все было, мягко говоря, не совсем
так, как это представляется в официальной мифологии.
До самого последнего момента, когда стало понятно, что московские
путчисты в августе 1991 года потерпели поражение, никто из молдавских политиков
вопрос о независимости вообще не поднимал. Речь шла о демократизации,
гласности, плюрализме, национальном возрождении, латинской графике для языка,
суверенитете в рамках обновленного союзного государства, но никто никогда не
требовал полной независимости от СССР.
В советской Молдавии насчитывалось всего несколько человек,
которые были осуждены или отправлены в психиатрические больницы за то, что
тогда называлось «антисоветской деятельностью», «пропагандой национализма» и
«разжиганием межнациональной розни». Мало кто знает, что этих диссидентов
советскому КГБ выдавали… запрутские румынские братья. Когда люди, считавшие
себя ущемленными бессарабскими румынами, умудрялись как-то передавать свои
послания на правый берег Прута, румынская секуритатя, опасаясь, что это
провокация советского КГБ, просто сдавала авторов писем советским коллегам по
органам госбезопасности.
Те, кто возглавил движение за демократизацию в советской Молдавии,
за исключением, может быть, Георге Гимпу, прекрасно чувствовали себя в СССР.
Многие были активными коммунистами, воспевали советскую власть в своих
литературных произведениях, преподавали историю КПСС и научный коммунизм.
Окончательно «прозрели» и идейно переобулись они только тогда, когда стало
понятно, что распад СССР уже невозможно остановить.
Среди бывших советских республик парламент Молдовы оказался
одним из последних, проголосовавших за принятие Декларации о независимости.
Хорошо известна история о том, что среди тех, кто якобы боролся за эту
независимость, даже не оказалось людей, которые могли бы эту декларацию
элементарно написать. Для этих целей из Бухареста была срочно приглашена группа
юристов и дипломатов, которые и стали реальными авторами этого документа.
Сама Декларация о независимости полна противоречий и
нестыковок. Формулировки этого документа настолько расплывчаты, что из них даже
непонятно, кто и чью независимость провозглашает.
В Декларации о независимости говорится, что ее принимает
парламент Республики Молдова, избранный в результате свободных и
демократических выборов. Но тот парламент был не чем иным, как переименованным
Верховным Советом Молдавской Советской Социалистической Республики, в которой,
по «канонам» новой, «правильной» истории, не могло быть никаких свободных и
демократических выборов.
Сама бывшая советская республика в этой же декларации была
объявлена незаконнорожденным «бастардом» советско-германского «пакта
Молотова-Риббентропа», последствия которого были признаны недействительными и
подлежащими ликвидации. Формально, Республика Молдова даже не признавалась правопреемницей
МССР, но при этом предполагалось, что ее независимость объявляется в границах
МССР, которые были «нарисованы» как раз в соответствии с упомянутым незаконным
«пактом».
В Декларации о независимости говорится также, что она
принимается с учетом «тысячелетнего прошлого нашего народа и его непрерывной
государственности в историческом и этническом пространстве его национального
становления». О каком народе идет речь? О румынах? О молдаванах? О подданных
Российской империи в Бессарабии? О советских гражданах во времена СССР?
Очевидно, что авторы документа имели в виду румынский народ, но Молдову и
сегодня-то не назовешь вторым румынским государством, а в 1991 году она уж
точно не была таковым.
Получалось, что депутаты парламента (бывшего советского Верховного
Совета) провозглашали независимость Республики Молдова в границах МССР, которые
они не признавали, и делалось это от имени некоего абстрактного народа,
которого в тот момент на той территории не существовало. Вроде бы, роды были,
но кто родители, неизвестно, как непонятно, и кто вообще родился.
Реальные обстоятельства провозглашения независимости легко
проверить. С 1991 года прошло не так много времени, еще живы многие депутаты,
голосовавшие за этот документ. Было бы желание, но его-то как раз и нет. Никто
не хочет признавать, что независимость упала молдаванам с неба в результате
распада СССР, который произошел по совершенно независящим от молдаван причинам.
Вместо признания объективных исторических фактов все предпочитают
придерживаться «правильного» и приятного «патриотического» мифа.
Второе наблюдение по итогам 27 августа: официальный
праздничный ритуал принял какой-то совсем уж примитивный
селянско-фольклорный характер.
Даже посол США вместе со своими подчиненными не удержались
от того, чтобы поздравить молдаван с их национальным праздником в деревенском
стиле: дипломаты надели вышиванки, собрались у стола, уставленного блюдами с
мамалыгой, плацындами, голубцами, жареным мясом, налили из кувшина вина в
бокалы и подняли их за главный праздник страны пребывания. Видно, в посольстве
рассудили так: если само руководство Молдовы отмечает этот праздник именно в
таком стиле, с вышиванками, песнями-танцами и застольями, то наверное,
«туземцам»» это нравится, видимо, так и должно быть, и почему бы и нам не
поздравить их в такой же фольклорной манере?
В самом деле, если от планомерного развития, предприятий
машиностроения, передового агропромышленного комплекса, Академии наук,
киностудии «Молдова-филм» и прочих атрибутов советского прошлого избавились, то
что еще остается, как не надеть вышиванку, есть, пить, петь и танцевать? В
конце концов, все это веселье интегрироваться в ЕС не мешает, и
это главное.
Наконец, третье замечание в связи с
празднованием Дня независимости: никто из представителей новой молдавской
номенклатуры не хочет признавать, что современная Молдова опутана цепями
многочисленных зависимостей, которые
никак не позволяют называть такое государство по-настоящему суверенным. Этому
тоже есть свое объяснение.
Как и у старой, еще советской номенклатуры, цель новой,
возникшей за годы независимости, та же самая – быть на орбите власти. Но если
старая номенклатура сформировалась еще в советской партийно-государственной
системе, которая функционировала в интересах своей страны, то новое молдавское
«боярство» борется за власть в условиях, когда интересы собственной страны
находятся на втором, а то и на третьем плане. На первом плане – интересы
западных «партнеров по развитию», на втором плане – интересы Украины, и лишь на
третьем месте у всех у них интересы самой Молдовы.
Даже если предположить, что в результате предстоящих
местных, президентских и парламентских выборов власть перейдет к тем, кто
сегодня находится в оппозиции, в общей иерархии интересов ничего не изменится.
Наверняка другая власть будет лучше справляться с решением
местных проблем. На фоне того, что творят нынешние власти, даже прекращение падения
будет уже считаться достижением. Вот только суверенитет с независимостью здесь
ни при чем. Просто одну «туземную» администрацию, которая совершенно ни на что
не годится, сменит другая, менее примитивная, более адекватная и эффективная.
Но общий характер всей системы от этого не изменится.
Общий вывод неутешителен: идея независимости широкими
массами не овладела, о чем свидетельствует массовое бегство молдаван из
собственного государства. Большинство людей смысл этой самой независимость не
очень понимают и не особо ценят. Независимость остается «верхушечным» явлением,
вокруг которого новая молдавская номенклатура выстроила свою мифологию,
придерживаться которой и удобно, и политкорректно.
Что имеем не храним, потерявши – плачем. Остается надеяться,
что в условиях, когда от реальной независимости мало что осталось, все больше
людей начнут по-настоящему ценить для начала хотя бы саму идею независимости
Молдовы. А там, глядишь, и что-то реально делать для ее воплощения в жизнь,
сохранения и укрепления.
Дмитрий Чубашенко