Начнем с того, что Республика Молдова – ситуационное
государство. Так уж получилось, что и Оттоманская Порта с Российской империей,
и Молотов с Риббентропом, перекраивая границы, мнением местного населения особо
не интересовались. Закон о создании Молдавской ССР, правопреемницей которой
является Республика Молдова, был принят 2-го августа 1940 года в Москве. Там
же, 4-го октября 1940 года, был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об
установлении границы между Украинской Советской Социалистической Республикой и
Молдавской Советской Социалистической Республикой». И, если мои родители
родились в Румынии, то я, по итогам этого Указа, родившись в том же селе, что и
они, уже оказался в Советской Украине.
Последовали полсотни лет усиленной ковки «молдавской
социалистической нации» – в пику соседней, пусть и тоже
«социалистической», Румынии. «Кузнецы» из КГБ и Идеологического отдела ЦК
КПМ вроде ушли в прошлое, но их наследие – средневековая румынофобия –
в некоторых регионах суверенной Молдовы еще и сегодня приносит жатву циничным
политикам.
С чем же мы пришли к моменту, когда еще вчера казавшийся
вечным колосс СССР покатился к развалу? Оказалось, что, в отличие от тех же
«прибалтов», в коллективном сознании советских граждан, волею КПСС проживающих
на тот момент в МССР, не существовало объединяющего проекта молдавского
государства. Большинство никуда не рвалось из СССР: народ послушно стоял в
очереди и за «дефицитом» (колбаса, трусы, утюги, стиральные машины и пр.), и на
вступление в лицемерно-сплоченные ряды КПСС. Около 53% жителей МССР, из них 83%
молдаван – «государствообразующей нации» (!) – послушно, подворовывая при этом,
ковыряли чернозем в «колхозах». На левый берег Днестра, с его 14-й армией, в
1987 году, в качестве «красного директора», приехал Игорь Смирнов. И не
существовало объединяющей идеи «национального государства».
Узкий круг национальной интеллигенции, вырвавшись из-под
удушливого колпака того же Идеологического отдела ЦК КПМ, громогласно объявил
объединение с Румынией универсальным решением всех проблем! Но «мы-то –
молдаване, не румыны» – воспротивилось большинство! Не говоря уже о том,
что в Приднестровье матери готовы были посылать своих сыновей погибать и убивать,
лишь бы «не проснуться в соседнем государстве»!
Короче, извините за резкость (сам такой), в условиях
незаслуженной свободы мы повели себя как сборище «совков». И, в качестве
редчайшего исключения, можно привести пример мудрого Анатолия Анисимовича
Гудыма, который где-то в 1991 году сформулировал мне, что для становления
нового молдавского государства необходимо решить триединую задачу: создать
национальную экономику из осколка бывшей советской; построить правовое
государство; и, главное, объединить бывших «совков» на основе гражданства
нового государства!
Прошло тридцать лет этой самой незаслуженной свободы. И в
течение всего этого времени люди на выборах голосовали либо «за» светлое
прошлое в его антагонистических вариантах (2001 год – ПКРМ – унионисты), либо
«против» (объединения с Румынией, «путинских» танков и т.д.). Стадный страх
вчерашнего «совка» перед неведомым будущим, поиск счастья то в румынском, то в
советском прошлом – это стало основными инструментами для манипулирования
и прихода к власти местечковых политиканов. И тут уж разница между ними свелась
лишь к политическим этикеткам. Главное – нагнать и использовать волну стадного
страха вчерашнего «совка». Страх – самый эффективный и дешевый инструмент для
того, чтобы гнать электоральное стадо на бойню! Более того, используя эти
инструменты, местечковые бандюки, под прикрытием истерии о «европейском
будущем», сумели украсть не только пресловутый миллиард долларов, но и
изнасиловать хрупкую консолидацию общества вокруг европейской мечты.
В литературных произведениях, написанных до изобретения
пенициллина, можно было прочесть, как заболевший пневмонией пациент проходил
через кризис: он либо благополучно умирал, либо возвращался к грешной жизни.
Нам же понадобился кризис «захваченного государства». И, главное, кем
захваченного?! Вчерашний сутенер, вырвавшись из-под политической шляпы
ПКРМ, сумел подмять под себя – скупить, как «девочек на панели» и запугать, как
«совковое» стадо – и правых, и левых. Приехали, называется.
Конечно, молдавское общество продемонстрировало волю к
жизни. Однако не следует преувеличивать значимость победы Майи Санду и
поражение «додонизма», детища того же сутенера, на выборах 2020-2021 годов. Это
всего лишь первый шаг на пути освобождения от липкого «совкового» страха и
нашего превращения в граждан Молдовы – хозяев своей страны.
Перед новой властью – очень сложные вызовы. Жизнь
подбрасывает разного рода кризисы, от «ковидного» – до «газового». К тому же,
оказывается, проще рвать тельняшку на груди на митингах, нежели суметь запустить
деградировавший и коррумпированный государственный механизм на пользу общества.
И еще только предстоит осознать неизбежность болезненной трансформации
молдавского села от «колхозной» – к современной модели выживания. И еще только
предстоит многотрудная работа по определению места экономики Молдовы в нынешнем
турбулентном мире.
Новая власть, как и любая другая, неизбежно будет допускать
ошибки. Однако, уважаемые, хотелось бы, чтобы среди ее критиков, по крайней
мере, в первых рядах, не было тех, кто еще вчера усиленно вылизывал реалии
позорного «захваченного государства»!
Все кризисы преодолимы, если этим занимаются не вчерашние
рабы, а хозяева своей страны. Хочется верить, что этот водораздел мы
переступили. Поэтому, будем критиковать и Майю Санду, и «PAS»! Но только
убедительная просьба – не с позиции вчерашних запуганных рабов, а в качестве
свободных от страха и «совковых» комплексов граждан Молдовы. У нас все
получится!
Оазу Нантой, политолог, депутат Парламента РМ