Ровно 20 лет назад не стало Сергея Бодрова. Его
трагическая гибель 20 сентября 2002 года в Кармадонском ущелье до сих
пор отзывается болью в сердцах миллионов поклонников. Сам он себя
никогда не считал талантливым актером, тем не менее ему было суждено
стать легендой российского кино. Его
герой Данила Багров из культовой
дилогии «Брат» стал олицетворением силы духа, честности и стойкости на фоне криминального контингента лихих 90-х, но даже сейчас он остается ролевой моделью для молодых поколений.
Бодров ушел из жизни на пике славы
и в самом расцвете сил. Все, кто близко знал актера, вспоминали
о нем исключительно доброе. Каким он был на экране — таким
и в реальности.
Каких моральных
принципов придерживался Сергей Бодров? 5-tv.ru собрал самые
важные моменты жизни и творчества
актера.
В начале пути
Сергей Бодров родился 27 декабря 1971 года
в Москве. Он вырос в семье известного актера Сергея Бодрова
и искусствоведа Валентины Бодровой, которая преподавала
на историческом факультете МГУ. Интересы родителей оказали большое
влияние на выбор будущей профессии. Еще в детстве отец брал Сережу
на съемки и даже снял его в нескольких эпизодах — сначала
в драме «Я тебя ненавижу», а потом в роли трудного
подростка в картине «Свобода — это рай».
Мальчик всегда
отличался мягким и дружелюбным
характером, но в то же время всегда мог постоять за себя и дать сдачи. В свободное время
он с жадностью поглощал книги, однако идти в сферу кино
не спешил. Когда отец спросил его, чувствует ли он в себе актерский
азарт, Бодров понял, что ничего подобного не испытывает —
и после школы решил пойти по стопам матери поступать в МГУ
на исторический факультет. Свою кандидатскую диссертацию он защитил
по теме «Архитектура в венецианской живописи эпохи Возрождения».
Однако творческая жизнь все равно увлекла юношу.
Первый успех Бодрова
Когда его отец
отправился в Дагестан на съемки «Кавказского пленника»,
Бодров-младший попросил взять его с собой в качестве
разнорабочего — уж очень ему нравились горы. Однако
режиссер долго не мог подобрать актера на роль главного героя,
поэтому решил попробовать снять своего сына. Тогда он понял, что
не ошибся.
Сюжет картины
рассказывал о двух
солдатах — прапорщике
Сане (его сыграл Олег Меньшиков) и рядовом Ване Жилине, оказавшихся заложниками в годы Чеченской войны. Их в заключении
держал старик, который надеялся в свою очередь обменять ребят
на своего сына, находившегося в плену у русских.
«Во время войны нельзя говорить плохо о своих,
никогда, даже если они не правы. Даже если твоя сторона не права
во время войны, ты не должен говорить о ней плохо. Мне
кажется, это очень простой принцип, он очень старый и примитивный,
но это так», — говорил Бодров журналистам о своей позиции относительно
военной кампании в Чечне.
Кстати, в процессе работы съемочная бригада чуть
было не повторила судьбу
героев. Фильм получил много премий, в том числе приз ФИПРЕССИ
Каннского кинофестиваля и номинацию на «Оскар» в категории
«Лучший фильм на иностранном языке». Сам же Бодров-младший удостоился
награды «За лучшую мужскую роль» на фестивалях «Кинотавр»
и «Ника» и заслужил восторженные отзывы зрителей, однако на все
вопросы журналистов отвечал, что артистом себя не считает.
«Мне искренне
казалось тогда, что это все чудовищно. Я видел себя на экране
в рабочих материалах и думал только о том, что кино
и актерство — это не мое дело», — самокритично говорил он.
Рождение Данилы Багрова
Настоящая
популярность Сергею Бодрову пришла с выходом на экраны криминальной драмы «Брат» Алексея
Балабанова, в которой он исполнил главную роль. Его герой
Данила Багров, оказавшийся после армии втянутым в бандитские разборки,
буквально сразу покорил публику своей честностью, любовью к року, умению
общаться с простыми людьми и защищать слабых.
«Мужественные поступки совершать труднее, чем постыдные,
но зато они делают тебя сильнее», — считал актер.
Причем никто из создателей тогда и подумать не мог, что этот персонаж открыл новую страницу в истории отечественного кино, став образцом
современного русского героя. И, конечно, за успехом первой части
одиссеи Багрова последовало продолжение «Брат 2», где действие происходит
сначала в Москве, а затем в США. Оба фильма стали культовыми
и были буквально разодраны на цитаты. И сегодня не теряет
актуальности диалог Багрова с американцем о том, что сила —
в правде, а не в деньгах.
«Говоря о патриотизме, я имею в виду именно это —
ощущение единства с людьми,
с которыми живешь в одной стране», — объяснял Бодров-младший.
Особенную атмосферу дилогии «Брат» создает музыка 90-х:
«Сплин», «Би-2», «Наутилус», Земфира, «Смысловые галлюцинации» и другие
группы. Даже знаменитый потертый свитер из секонд-хенда остается одним
из любимых атрибутов современников.
В фильмографии Бодрова числятся такие
картины как «Война» Балабанова, «Стрингер» Павликовского, «Восток-Запад» Варнье
и «Медвежий поцелуй»
Бодрова-старшего, однако до сих в сознании
зрителей он ассоциируется
именно с защитником
угнетенных Данилой Багровым.
«Думаю, публика ждет чистого человека. Он наивен, мало
что знает о том, как должна быть устроена жизнь, вряд ли у него
в голове есть такая же четкая картина мира, как, скажем,
у Данилы Багрова. Этот человек очень молод, но уверен в себе,
хотя и беззащитен. Он будет силен своей чистотой —
и все», — объяснял актер.
Многие знакомые
отмечали, что у Бодрова
всегда была сильна гражданская позиция, выражающаяся в неизменной любви к родине и русскому народу. Однако политическая
карьера никогда не привлекала его, а попытки втянуть его
в чью-то партию заканчивались ничем. Гораздо ближе ему были простые люди,
их судьбы, радости и печали.
«Признание,
популярность — это не всегда адресное попадание, — комментировал свой успех Бодров. — Но случаются вдруг и очень важные, хоть и короткие, встречи… Вот гаишник
останавливает меня, и за две минуты я узнаю: был на войне,
четыре ранения и контузия, жена бросила, сейчас один, „чего дальше —
не знаю… Ну все, желаю удачи“. И понимаю, что есть какая-то
связь с человеком, есть язык. Я все-таки против того, что граничит со снобизмом.
Все равно мы все вместе, это наша страна и наши люди».
Данила Багров стал олицетворением романтической молодежи,
которая вопреки творившемуся в стране развалу и бандитизму, сумела
сохранить в себе нравственные принципы, доброе отношение к людям
и надежду на будущее.
Режиссерский дебют
Бодрова
Драма «Сестры» стала первой и последней режиссерской
работой Сергея Бодрова. Идею фильма ему подсказал отец. Изначально сценарий
назывался «Дочь бандита» (варианты — «Танцовщица живота»
и «Младший»). Бюджет картины был небольшим — за финансирование
отвечал руководитель компании «СТВ», Сергей Сельянов, который ранее
продюсировал «Брата». Несмотря на небольшие гонорары, актеры выстраивались
в очередь, чтобы сняться у любимого актера. Для всех участников
проекта было ясно, что главные роли двух девочек 13 и 8 лет должны сыграть
непрофессиональные актрисы. Из 300 кандидаток ежедневно режиссер остановил
выбор на Оксане Акиньшиной и Кате Гориной. Несмотря на то, что
девочки не соответствовали описанию героинь, Бодров настаивал на том,
чтобы в кадре были именно они.
«Гораздо легче и правильнее поменять сценарий, чем
живого человека», — считал Бодров.
Кстати, сам
режиссер также снялся в своем фильме в эпизодической
роли, где он с друзьями выходит из машины, чтобы пострелять в тире и перебрасывается парой слов с героиней Оксаны Акиньшиной. Когда
фильм вышел на экраны, зрители были в восторге — они давно ждали
возвращения «Брата», но, когда стало ясно, что Балабанов не станет снимать
продолжение, тепло приняли «Сестер». Тем более, эти картины действительно имели
много общего.
«Когда мы озвучивали кино, шутили, что потом можно
объявить конкурс: «Что общего в фильмах «Брат» и «Сестры»,
кроме названия? Наверное, что-то общее есть. Для меня это заметно. Это
ощущение правды и неправды, настоящего и фальшивого», —
вспоминал режиссер.
По сюжету две сводные сестры вынуждены провести три дня
вместе, скрываясь от бандитов, которые хотели взять в заложницы дочь
«нового русского». Несмотря на то, что героини часто ссорятся
их отношение к друг другу меняется — и они становятся
по-настоящему близкими.
«Я действительно не актер по профессии. После
того, как я снял кино, режиссером себя называть приятнее. Этого я уже
не стесняюсь», — признавался Бодров-младший.
Единственная любовь
жизни Бодрова
Свою единственную любовь и будущую жену Светлану актер
повстречал на курорте на Кубе в 1997 году. Оба были там
по работе — Бодров вел программу «Взгляд» с Александром
Любимовым, а девушка работала в передаче «Жди меня». Они пересеклись
в домике Хемингуэя, где часами не могли наговориться друг
с другом.
«Я всегда, с детства, знал, как будет выглядеть
моя жена. Видимо, много думал об этом. И когда ее встретил, то,
конечно, сразу узнал и женился. Но только о личной жизни
я говорить не люблю. Скажу лишь, что семья, близкие люди — это
степень свободы. А свобода — самое важное, что есть
у человека», — признавался позднее он.
До встречи с ним журналистка все силы посвящала работе и уже не надеялась выйти замуж, однако Сергей сумел ее переубедить. Они поженились
в том же году, а в следующем — у молодоженов
родилась дочь Ольга. В 2002-м году супруги вновь стали родителями —
на свет появился сын Александр.
Бодров всегда
считал, что Светлана послана ему судьбой и полностью наслаждался тихим семейным счастьем.
«У меня вообще иногда такое сумасшедшее
ощущение, что мы с тобой два разных характера одного
человека. Мы как два брата-близнеца, разлученные в роддоме
и встретившиеся через много лет. Кое-что сложно, но кровь-то
родная. Ты для меня — абсолютная судьба. И я в тебя
очень верю. Верь и ты мне. И всё-таки любовь важнее. Независимо
от того даже, важнее ли сама жизнь, чем смерть. Почему? Во-первых,
это единственное, что может с ней соперничать в смысле
окончательности. Если человеку пришлось умереть, то тот, кто его любил,
не перестанет любить. Это очевидно. Во-вторых, обратного, видимо, быть
не может. Я не знаю, как заканчивается любовь. Если любовь
заканчивается, видимо, это не она», — говорил он Светлане
в своем письме.
О личных отношениях Бодров не любил обсуждать публично, зато в одном из интервью он признался, что по жизни всегда придерживался одной истины, которую
он познал еще студентом
от своего профессора.
«Он говорил, что настоящего мужчину можно определить
по двум вещам: по его отношению к книге и отношению
к женщине. Сам он всегда, прежде чем взять книгу, шел мыть руки. Для
меня стало правилом на всю жизнь — трепетно и с уважением
относиться к книгам и, конечно, женщинам», — признавался Бодров.
«Последний герой»
с Бодровым
Помимо кино
Сергей Бодров участвовал в съемках телешоу. С 1996 по 1999 год он был ведущим
молодежной программы «Взгляд», несмотря на отсутствие опыта
в качестве интервьюера, он покорил аудиторию своей харизмой
и естественностью.
«Выбор ведущего, его дальнейшая судьба, его
звездность — это тайна. Когда мы пригласили молодого малоизвестного
артиста Сергея Бодрова стать соведущим „Взгляда с Александром Любимовым“,
никто в него не верил, я и сам сомневался. Но это
сработало, он стал звездой поколения, звездой 90-х. Это чудо, и никто
не знает, как его репродуцировать», — вспоминал его коллега Любимов.
Вторым ярким
появлением на телевидении
стало участие в качестве
ведущего сурвайвл-шоу «Последний герой». Съемки передачи проходили
на необитаемом острове в архипелаге Бокас-дель-Торо, на границе
Панамы и Коста-Рики. По замыслу авторов проекта участники разных
профессий, социального положения, опыта и навыков собирались
на необитаемом острове, где в результате жеребьевки их разделяли
на два «враждующих» племени. Впоследствии им приходилось пройти
испытания, в которым слабейшие игроки — выбывали,
а победитель — получал денежный приз. Кстати, за все время
существования «Последнего героя» наибольший рейтинг был именно у выпусков
с Сергеем Бодровым.
«Ведущим проекта
„Последний герой“ меня выбирали „всем миром“, как „героя нового времени“ — Даниле Багрову спасибо. Это была
интересная работа. И даже не в смысле живописности съемок,
экзотики местности, экстремальности некоторых ситуаций, хоть и это все,
не скрою, восхищало. Но в большей степени я доволен
полученным бесценным опытом человеческих отношений в условиях выживания.
Ведь на островах отрезанными от мира оказались совершенно разные
люди, каждый со своими привычками и характером, симпатиями
и неприятием. Как эти люди менялись у меня на глазах! Это
невозможно рассказать в двух словах. Пожалуй, это могло бы стать
основой для моего будущего „невоенного“ фильма», — говорил тогда Бодров.
После завершения сезона шоу Бодров отправился на съемки
своего фильма «Связной», который так и не был завершен.
«Вечно молодой»
21 сентября 2002 года Сергей Бодров пропал без вести
вместе со съемочной группой в результате схода лавины. Над моментом
работы будущего фильма ему было всего лишь 30 лет. После дебюта «Сестер»
следующей картиной должна была стать философско-мистическая притча о жизни
двух друзей под названием «Связной», действие которого должно было проходить
в Северной Осетии.
«Этих людей я подсмотрел в жизни. Они романтики, путешественники,
авантюристы. Конечно, будут и бандиты, заложники, в общем, всё, что
сопровождает нас в жизни. Фильм называется „Связной“,
и я в нём, как кофе в пакетике: три в одном —
автор сценария, режиссёр и главную роль играю», — описал режиссер.
Съемки стартовали
19 сентября в Москве, где Бодров успел запечатлеть на пленку эпизоды в Бутырской тюрьме. Планировалось отснять
необходимые сцены за 2
месяца. Уже на следующий день Бодров с командой из более
чем 120 человек прибыл во Владикавказ, откуда они направились снимать
в горы. Вечером 21 сентября произошел сход ледника Колка,
в результате чего все, кто находился в Кармадонском ущелье погибли.
Смерть Сергея
Бодрова стала трагедией для всей страны и почти сразу обросла множеством мифов. Например,
по одной из конспирологических теорий, считалось, что Бодров
с командой попал в портал между мирами. Местные жители рассказывали,
что в месте гибели находится мистическая деревенька, в которой всем
гостям оказывают радушный прием, после чего новопришедшие исчезают вместе
с ними. Поговаривали также, что среди заблудших душ можно увидеть и Сергея
Бодрова.
Версия о «проклятье Чингисхана» говорит, что из-за
того, что Бодров-старший решил снять фильм «Монгол», дух легендарного вождя
решил наказать его, отняв его сына. Экстрасенсы же утверждали, что
все случилось из-за проклятых ролей: якобы по сюжету в живых остаются
только два героя — наркокурьер Катя и Армен (Анна Дубровицкая
и Александр Мезенцев), которые в тот роковой день
не присутствовали на съемках.
Многие медиумы
находят проклятие в числах,
настаивая, что Бодров в любом случае не вернулся бы из Кавказа живым. Да и любовь
знаменитого артиста к горам и некоторые его фразы после смерти
приобрели пророческий смысл.
Сам режиссер «Брата» Алексей Балабанов тяжело переживал
гибель Бодрова. Ведь именно он дал ему своих людей на съемки.
К тому же, он должен был присоединиться к нему, чтобы
консультировать по работе, так как Бодров тоже играл роль в фильме
и ему нужен был профессиональный взгляд. Однако режиссер разминулся всего
на день — и это спасло ему жизнь, но стало причиной
затяжной депрессии.
Спасательные работы
велись более полутора лет, денежные средства посылались со всех уголков необъятной родины, однако все
безрезультатно. Геологи утверждали, что тела можно будет найти спустя 12
лет, когда растет ледник, но уже 20 лет из-за сели ни следа
от людей не нашли — будто и впрямь они шагнули
за пределы этого мира.
Родители и семья Бодрова с болью в сердце
переживали утрату любимого человека и кормильца.
«В моей жизни Сережа — это последний мужчина, который был, и никого больше в моей жизни не появилось ни мысленно, ни физически, никак», — призналась его жена Светлана.
В настоящий момент жена Бодрова-младшего
продолжает работать на телевидении.
Его дочери Ольге, которая потеряла отца в 4 года, уже исполнилось
24 года. Окончив школу с золотой медалью, девушка решила связать свою
жизнь с актерской профессией, как и ее отец, —
и поступила в ГИТИС. На ее счету уже роли в таких
проектах как «Море волнуется раз» Николая Хомерики и «Карамора» Данилы
Козловского. В 2020 году она вышла замуж за актера Сергея Быстрова.
Сын Сергея
Бодрова Александр родился за месяц до гибели
отца. 20-летний юноша также унаследовал творческие гены —
и связал свою карьеру с музыкой. Он пишет стихи и реализует
себя как рэп-исполнитель. Свои композиции он подписывает псевдонимом
Simple Саня.
По словам Светланы Бодровой, сын растет
точной копией знаменитого отца.
«Наш сын Саша
очень похож по характеру
на Сережу. Очень.
Даже в движениях иногда, когда он начинает кривляться или танцевать,
меня прямо током пробивает, потому что вижу Сережу. Как-то на генном
уровне все передалось, вплоть до характера», — рассказывала вдова
режиссера.
Что же касается Бодрова-старшего, то режиссер проживает в Лос-Анджелесе и по-прежнему снимает кино. Мать актера
осталась жить в России. Она время от времени навещает могилу сына,
часто проводит время со своими внуками.