Мэрцишоры носят также и в Румынии, где этот день также считается
праздником весны, но в Румынии не проводят фестиваль. В Румынии
мэрцишоры не только носят, но и прибивают на двери жилищ, кроме того,
там есть свои поверья связанные с первым днем весны — к примеру, в уезде
Бихор девушки собирают дождевую воду первого марта и умываются ею,
считается, что это делает их красивее.
Первый концерт «Мэрцишор-67» открылся торжественными звуками
Праздничной увертюры Шостаковича. Фестиваль быстро набирал популярность,
если в 1970-м году в «Мэрцишоре» приняли участие двадцать творческих
коллективов, то через десяток лет, в 1981-м, их было уже 43, в том числе
из республик тогдашнего Советского Союза. Первыми ведущими фестиваля
были бывший директор национальной Филармонии Александр Федко, а также
режиссер Глеб Чайковский-Мерешану.
С 1975-го года музыкальной эмблемой фестиваля стала песня, написанная
Сергеем Лункевичем на стихи Григория Виеру. В ней звучали колокольчики,
цимбалы и трубы, и они напоминали весенние переливы ветра и падающую
капель.
Впрочем, в 90-е годы ее запретили, возможно, потому что поэту не
хотелось более ассоциироваться с праздником, который, хотя и сохранился,
все-таки считается каким-то «слишком советским» среди определенной
части молдавского общества, к которому примкнул после событий, связанных
с независимостью Молдовы, Григорий Виеру.
С 1991-го года фестиваль проводят также на левом берегу Днестра, в
непризнанной ПМР — раньше, до раскола бывшей МССР, праздник проходил
только в столичном Кишиневе. И, как ни крути, на сегодняшний день
длящийся десять дней «Мэрцишор» остается главным фестивалем года в
Молдове — ничего более грандиозного в республике не проводится. Праздник
«Мэрцишор» включен в список культурного наследия человечества под
эгидой Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и
культуры ЮНЕСКО.