Накануне рождественских праздников по старому стилю вполне уместно
поговорить о религиозном факторе в современной молдавской политике. В
конце прошлого года правительство одобрило законопроект о предоставлении
дипломатического паспорта митрополиту Бессарабии, подчиняющемуся
Румынской православной церкви, который был вскоре одобрен парламентом
сразу в двух чтениях. Тем самым был признан официальный статус
румынского священнослужителя на территории Молдовы.
В качестве
обоснования в пояснительной записке отмечалось, что канонической
территорией Бессарабской митрополии является территория нашей
республики, поэтому новая норма устраняет дискриминационный дисбаланс
между Бессарабским митрополитом и митрополитом Кишинёва и всей Молдовы.
Официальные мотивы этого решения можно отложить в сторону, поскольку
подлинные причины наверняка лежат куда глубже. Скорее всего, они связаны
с попыткой уравновесить не столько статус двух служителей культа,
сколько две параллельно существующие православные церкви.
Один из
авторов законопроекта, депутат Лилиан Карп, заявил, что общался с
властями Румынии, которые предлагали уравнять в правах митрополию
Бессарабии с митрополией Молдовы.
С избранием Майи Санду на президентский пост выдвигались предположения,
что она чуть ли не сразу возьмётся за сферу религии и будет работать на
ослабление влияния Московского патриархата в стране. На первых порах
Санду действительно контактировала с предстоятелем Бессарабской
митрополии, однако каких-либо жестов в сторону церкви не
предпринималось, за что нашего президента регулярно критиковали
отдельные говорящие головы в Бухаресте.
Тем не менее, прошлой осенью на
очередной встрече митрополит Петру символично вручил Майе Санду орден
«Гурие Гросу», который в межвоенный период внёс решающий вклад в
критическое ослабление русского православия в Бессарабии.
Как утверждает пресса, в феврале 2022 года в ходе ставшего уже
традиционным совместного заседания правительств Молдовы и Румынии
премьер Николае Чукэ настоятельно просил приложить максимум усилий для
улучшения условий деятельности Бессарабской митрополии. Наталья
Гаврилица тогда вроде как подтвердила готовность посодействовать
Румынской православной церкви и её подразделению на территории нашей
страны. Следует напомнить, что эксперты по обе стороны Прута уже
несколько лет бьют в набат и призывают молдавские власти обратить более
пристальное внимание к положению Бессарабской митрополии, которая, по
мнению некоторых специалистов, могла бы внести свой вклад в качественное
социально-политическое переустройство Молдовы, стремящейся в
Европейский Союз.
В сентябре Бессарабская митрополия отметила 30-летний юбилей с момента
возобновления своей деятельности, позиционируя себя в качестве законной
правопреемницы митрополии, работавшей на территории Молдовы до 1944
года. Известно, что Кишинёв почти десять лет отказывался признавать
канонически подчиняющуюся Румынскому Патриархату молдавскую церковь, и
юридически её правосубъектность была признана лишь спустя десять лет, в
июле 2002 года, на основании решения ЕСПЧ, а также резолюции ПАСЕ «О
функционировании демократических учреждений в Республике Молдова».
Много воды с тех пор утекло, но центральные власти больше не
препятствуют деятельности Бессарабской митрополии, и перепрописка
приходов Русской православной церкви в Румынскую православную церковь
все эти годы проходит мирно и безболезненно. Паства практически не
замечает этих процессов, а подчинённая Бухаресту митрополия за последние
двадцать лет уверено заняла вторую позицию по числу прихожан, продолжая
наращивать свои позиции и присутствие в ключевых городах и районах.
Ныне в структуру Бессарабской митрополии входят четыре епархии,
охватывающие всю территорию страны, а также юго-запад Одесской области –
бывшую Южную Бессарабию.
Нет сомнений в том, что Румынский патриархат, особенно в нынешних
геополитических реалиях, не только продолжит укреплять своё присутствие в
близком социально-культурном ареале, но и будет делать это с удвоенной
силой.
Благо сторонников усиления роли Бессарабской митрополии в
духовной жизни страны достаточно. К примеру, многим запомнился эпизод,
когда национальный телеканал «Молдова-1» в прошлом году отказался
транслировать в прямом эфире литургию в главном столичном соборе,
которая была посвящена дню города. Руководитель телеканала Влад Цуркану,
заявил, что оставляет за собой право ограничивать доступ к эфиру
граждан и высших церковных иерархов, которые открыто или косвенно
поддерживают действия России против Украины.
Стоит напомнить, что и президент Майя Санду тоже неоднократно говорила,
что теми, кто поддерживает российскую агрессию, займутся
правоохранительные органы, поскольку эти граждане опасны для общества.
Очевидно, что Молдавская митрополия, представляющая Русскую православную
церковь, находится под прямым подозрением. В публичном пространстве
адепты Московского Патриархата уже активно разносят инсайды о том, что
священный синод Молдавской митрополии находится под пристальным взором
властей и спецслужб. Цель такого присмотра – якобы желание
дискредитировать мажоритарную религиозную организацию и выявить законные
поводы для применения в отношении неё санкций.
Недавние заявления патриарха Кирилла о том, что Молдову пытаются извлечь
из лона «русского мира», только раззадоривают нынешние власти, которые
хотят минимизировать влияние России и её религиозных структур на страну.
Поэтому в зависимости от дальнейшего развития событий в регионе мы
вполне можем увидеть самые разные сценарии конфессионального разрыва с
Москвой вплоть до принятия закона о создании Молдавской автокефальной
церкви.
Украинский опыт наглядно показывает, как может происходить искоренение
пророссийской церкви, но в то же время и к каким социально-политическим
последствиям такой шаг может привести. Важно понимать, что общая
ситуация в Украине и отмобилизованное состояние украинского общества,
сосредоточенного на вооружённом противостоянии, пока ещё удерживает
межконфессиональный конфликт в относительно умеренном состоянии, не
раскрывая весь масштаб возможного религиозного противостояния в соседнем
государстве.
В отличие от Украины, в нашей стране несколько иная религиозная
традиция, со своей спецификой и исторически укоренившимся русским
православием. Кроме того, конфессиональный фактор является чуть ли не
одним из главных для населения в вопросах политических и геополитических
предпочтений. Консервативная система ценностей, особенно культивируемая
Молдавской митрополией, имеет неприкрыто антизападный и антиевропейский
характер, поскольку, по мнению клира, именно запад несёт угрозу
традиционным ценностям, и именно поэтому Молдова нуждается в протекции
Москвы. Это не может не тревожить действующие власти, которые, конечно,
не будут пассивно наблюдать за непростыми процессами в религиозной сфере
и не упустят возможности ударить в основание одной из ключевых опор
кремлёвского влияния в Молдове.