«Инициатива партии, основанной 7 лет назад солистом группы
«Океан Эльзы» Святославом Вакарчуком, появилась, когда Россия и Украина в
очередной раз демонстрировали готовность к переговорам. У «Голоса» всего 20
мест в украинском парламенте ― из 450, и, тем не менее, судя по рассуждениям в
СМИ, у законопроекта есть все шансы на утверждение.
Подписанный семью депутатами, он предлагает запретить
«деятельность религиозных организаций (объединений), которые непосредственно
или как составные части другой религиозной организации (объединения) входят в
структуры (являющиеся частями) религиозной организации (объединения),
руководящий центр (управление) которых находится за пределами Украины в
государстве, которое законом признана совершившей военную агрессию против
Украины и/или временно оккупировала часть территории Украины».
Автор указывает на витиеватость формулировок, но адрес
прослеживается ясно. При этом поступить с приходами, относящимися к Русской
православной церкви (РПЦ), предлагается по законам военного времени.
«В случае принятия законопроекта, вся собственность церкви и
ее руководителей будет национализирована в течение 48 часов, а церковным
приходам, если они хотят сохранить свое имущество, придется за 14 дней перейти
в иное подчинение. Пока они будут определяться, Служба безопасности Украины
проверит их на предмет сотрудничества с оккупантами, и подтвердит такой факт,
виновных призовут к ответу».
Лишиться собственности рискуют и приходы, где службы ведутся
на румынском языке. Таковых 150 ―в Закарпатье и Одесской области, которые в
румынской прессе традиционно именуют Северной Буковиной, уездом Герца и Южной
Бессарабией. После церковного раскола в Украине эти приходы остались в
подчинении РПЦ, хотя связи у них теснее с Кишиневом и Бухарестом, чем с
Москвой. Но разве СБУ станет разбираться, рассудили в Румынии.
Там звучат опасения, что румыноязычные приходы, могут под
давлением втолкнуть в Украинскую православную церковь, хотя они могли бы войти
в Бессарабскую митрополию, как часть Румынской православной церкви.
«Румынские власти должны внимательно отслеживать ситуацию и
быстро реагировать на любой факт давления или угрозы в адрес румынских
священников и прихожан с целью принуждения их к переходу в украинскую церковь»,
— предупредил в частности Romanian Global News накануне появления
договоренности о выступлении президента Владимира Зеленского в румынском
парламенте 4 апреля.
Такая реакция со стороны Румынии более чем закономерна, ведь
у нее появился шанс еще более укрепить позиции своей церкви на востоке.
Румынская православная церковь считает Молдову, Приднестровье, Бессарабию и
Северную Буковину (Одесскую и Черновицкую области Украины) своей канонической
территорией. При первой же возможности, вскоре после распада СССР, в структуре
РумПЦ в 1992 году была учреждена Бессарабская митрополия, (митрополичий округ
РумПЦ на территории РМ, а в ее составе – Белгородско-Измаильская епархия
(Белгород-Днестровский и Измаил – города в Одесской области). И теперь она
может пополнить экзархат и укрепить влияние не только церкви, но государства».
Дарий напомнил, что 15 лет назад РумПЦ уже делала попытку
расшириться на востоке, но безуспешно. Правда, тогда в Украине были сильны
позиции РПЦ и Украинской православной церкви (Московский патриархат).
«Позиции стали заметно слабее после разрастания
геополитического противостояния между Россией и странами НАТО и ЕС. А после
церковного раскола, произошедшего три года назад, и Украина оказалась частью
широкого дискурса о «мирах» с конфессиональным определителем.
Он наиболее сильно проявился на Балканах. Там на небольшом
пяточке помимо Румынской собрались четыре поместные церкви — Сербская,
Болгарская, Албанская, Элладская и две автокефалии ― Черногорская и
Македонская. Страсти, которые кипят в этом регионе, запутывают узел церковных
противоречий, замешанных на историческом прошлом, в котором границы стран
перемещались не раз, и не два, гораздо туже, чем в Украине. Там РумПЦ
приходится и защищать свои территории (например, от попыток Сербии восстановить
Печский патриархат, в который вошла бы Тимишоарская епархия), и укреплять
влияние (благо, она может опираться на классиков румынской геополитической и
политической мысли (Никифор Крайник, Симион Мехединць, Георге Брэтиану и др.)
говоривших об особой промыслительной роли Румынии в православном мире,
утверждавших, что, будучи самым восточным романским народом, румынам самой
историей якобы предназначено оберегать мировое православие от искажений).
Отчасти это вынужденная тактика. Уж слишком часто Румыния
получала и теряла территории в результате имперских войн в Европе. Даже
молдаване, которые некогда добровольно создавали с валахами Объединенное
княжество, в большинстве своем считают себя иным народом. Это немало раздражает
сторонников восстановления единства двух наций, но факт остается фактом, и
румынское государство всеми силами и способами стремиться упрочить и расширить
свои позиции в бушующем и постоянно меняющемся мире.
Даже при поверхностном взгляде явно заметно, что Румыния
проводит самую амбициозную политику из всех православных стран-членов НАТО и
ЕС. Она стремится к лидерству в Юго-Восточной Европе, однако стать полноценным
лидером не может без достижения духовного и культурного лидерства в регионе. В
этом, как представляется, и суть стремления РумПЦ приумножать и опекать потенциально
близкую ей паству.
Как видится, Румыния желала бы создать свой анклав
православия в границах Болгарии, Греции, Украины, Молдовы и Сербии. На этом
фоне она получила бы большее пространство для политического маневра и могла бы
играть более заметную роль в европейской, евро-атлантической и международной
политике.
Петр Дарий
Подписывайтесь на наш Telegram-канал https://t.me/enewsmd .
Много интересного: инсайды, заявления, расследования. Много уникальной
информации, которой нет у других.