Эрин Груэлл, «Писатели свободы»
Мемуары американской учительницы литературы Эрин Груэлл. В 1994 году Эрин устраивается в школу, где ей достается класс труднообучаемых подростков из неблагополучных семей. Администрация и остальные учителя давно махнули рукой на этих детей, ведь «будущего у них все равно нет», но только не молодая учительница миссис Груэлл. Она перестроила учебный план, на собственные деньги купила учебники и канцелярию, а также попросила записывать все чувства в личные дневники. Эта книга — сборник дневниковых записей самой Эрин и ее учеников, которые на собственном примере доказали, что жизнь каждого человека лишь в его руках и каждый способен бороться с системой, если у него есть желание и мотивация.
В 2007 году вышла экранизация романа с Хилари Суонк и Патриком Демпси в главных ролях.
Ракель Паласио, «Чудо»
Роман-бестселлер по версии New York Times. Юный Август Пуллман живет обычной жизнью любого пятиклассника — любит играть в компьютерные игры, читать научную фантастику, пытается ужиться со старшей сестрой-подростком. Однако есть то, что отличает его от сверстников, — генетическое отклонение, из-за которого у Августа нет лица. Теперь, после долгого домашнего обучения, мальчику предстоит пойти в обычную школу. Роман не о том, как «тяжело жить, когда ты не такой, как все», а о том, как простые вещи вроде доброты, дружбы, любви и честности способны изменить мир и сотворить то самое чудо.
Роман также экранизировали в 2017 году — главные роли исполнили Джулия Робертс, Оуэн Уилсон и Джейкоб Трамбле.
Джонатан Сафран Фоер, «Жутко громко и запредельно близко»
Повествование ведется от лица девятилетнего мальчика Оскара Шелла, отец которого погиб при крушении башен-близнецов 11 сентября. В кладовке отца Оскар находит конверт с надписью «Блэк», а также ключ. Чтобы разгадать эту загадку, мальчик пытается связаться с каждым человеком в Нью-Йорке по фамилии Блэк. Это текст о сплоченности, о том, как важно протягивать руку другому, и о том, что каждый человек может сыграть важную роль в жизни незнакомца, если согласится помочь — пусть даже просто словом.
Экранизация 2012 года получила неоднозначные отзывы кинокритиков, однако заслужила две номинации на «Оскар», в том числе за «Лучший фильм».
Марк Хэддон, «Загадочное ночное убийство собаки»
Небольшой роман Марка Хэддона написан от лица 15-летнего Кристофера Буна, мальчика с синдромом саванта (аутизмом). Кристофер находит в саду тело соседской собаки, начинает собственное расследование и ведет дневник, куда записывает все свои мысли (после выхода книги многие сошлись во мнении, что роман в точности описывает мышление человека с аутизмом). Пытаясь докопаться до истины, Кристофер узнает куда больше, чем следовало, — о своей семье, окружающих людях и самом себе. Книга о том, как одно событие может запустить цепную реакцию из других, переворачивающих жизнь «маленького человека» с ног на голову.
Харпер Ли, «Убить пересмешника»
Классика американской литературы XX века. Роман, повлиявший не на одно поколение людей из разных точек мира. Безмятежное детство шестилетней Джин Луизы Финч омрачается жестокой несправедливостью — судебным делом над темнокожим Томом Робинсоном, обвиненным в изнасиловании молодой белой женщины. Джин видит, что во взрослом мире все происходит не совсем так, как должно быть, и зачастую никто не в силах этому противостоять (или просто не хочет). Эта история о том, что нельзя сдаваться, даже когда «весь мир против тебя» и дело кажется совсем гиблым. За правду нужно бороться до конца, если на это хватит сил и решимости.
Фэнни Флэгг, «Жареные зеленые помидоры в кафе «Полустанок»
Знаменитый роман американской писательницы Фэнни Флэгг о жизни простых людей в штате Алабама. Домохозяйка Эвелин Коуч навещает свою свекровь, с которой у нее не самые теплые отношения, в доме престарелых. Однажды она встречает там Нинни Тредгуд, пожилую даму с непростой судьбой. Истории Нинни становятся для Эвелин некой отдушиной и заполняют ее внутреннюю пустоту. Повествование в романе строится непоследовательно, как если бы мы вели диалог с человеком, сидящим рядом, и слушали историю всей его жизни (попутно узнавая бэкграунд второстепенных персонажей, встречавшихся на его пути).