В 2023 году исполнилось 350 лет со дня рождения выдающегося государственного деятеля, господаря Молдавии Дмитрия Кантемира, внесшего большой вклад в сохранение и укрепление молдавской государственности и национальной самобытности, развитие российско-молдавских связей. А также 300 лет со дня его ухода из жизни.
В Румынии 2023 год указом президента Клауса Йоханниса объявлен годом Кантемира — энциклопедиста, этнографа, географа, философа, историка, лингвиста, музыковеда и композитора. Тем самым соседи включили видного деятеля Молдовы в свою культуру. ЮНЕСКО внес памятную дату в перечень культурных юбилеев 2023 года. Но в Молдове о праздничных торжествах особо не слышно. В Приднестровье же Дмитрий Кантемир изображен даже на деньгах – на сторублевой купюре.
Дмитрий Кантемир – яркий пример человека раннего Просвещения, иногда в литературе называемого «предпросвещением», с середины XVII до середины XVIII века. Эпоха перемен, в которую жил Кантемир, уготовила ему сложную судьбу, но он везде сумел оставить о себе добрую память.
В Национальной библиотеке к юбилею великого государственного деятеля Молдовы открылась выставка «Измерения личности Дмитрия Кантемира». Она демонстрирует трудный жизненный и политический путь господаря, который продолжает вызывать интерес историков и исследователей разных поколений.
Как отметила Людмила Ерушевская, главный специалист отдела маркетинга и связей с общественностью, благодаря знаменитым книгам Кантемира о Молдове узнали не только в Европе, но и в Азии. «На выставке представлена только небольшая часть того, чем располагают фонды Национальной библиотеки. В том числе и старинные издания, которые были выпущены в 1745 году. Мы очень редко выставляем эти книги, потому что они хранятся в специальных условиях, ведь издания подвержены воздействию не только температуры, но и света, шума. Также представлены и книги, выпущенные недавно».
Дмитрий Кантемир родился 26 октября (5 ноября по новому стилю) 1673 года в молдавском селе Силиштень в семье господаря Константина Кантемира, который, по мнению историков, происходил от крымско-татарского княжеского рода Кантемиров. Отец, будучи сам неграмотным, пригласил для детей греческих учителей и дал им хорошее домашнее образование.
Вступив на молдавский престол, Константин Кантемир должен был по обычаям того времени послать в Константинополь заложником одного из своих сыновей или братьев, что служило гарантией его преданности Порте. В 1688 году пятнадцати лет от роду, Дмитрий прибыл в качестве заложника в Константинополь, где находился до 1691 года. Свое трехлетнее пребывание в столице Османской империи он позже назовет «босфорской ссылкой» и с горечью напишет: «…шалаш на своем поле и землянка в своей земле приятнее и красивее хоромов на чужбине».
Во время пребывания в столице империи Кантемир усовершенствовал свои познания в литературе, философии, музыке, турецком, арабском, персидском языке.
После смерти отца 20-летний Дмитрий вернулся на родину и даже был избран господарем, но из-за происков и интриг конкурентов султан не поддержал его кандидатуру. Чтобы избежать кровопролития, несостоявшийся правитель был вынужден оставить трон. Опасаясь, что в Яссах политические противники Кантемиров могут угрожать его жизни, Дмитрий был вынужден вернуться в Стамбул, где продолжил заниматься науками. А когда его старший брат Антиох стал господарем, Дмитрий представлял его интересы при дворе султана.
В 1710 году, во время войны Турции с Россией, Дмитрий Кантемир был назначен молдавским князем и должен был принять участие в военных действиях. Надежды, возлагавшиеся турецким двором на Кантемира, свидетельствуют о его умении скрывать замыслы. Еще в Константинополе он связался с русскими дипломатами и оказывал содействие послу Толстому.
Желая избавить свою страну от турецкого ига, Кантемир 13 апреля 1711 года в Луцке заключил с Петром I договор, обязуясь сообщать ему о турецких делах. Молдавское княжество должно было вступить в русское подданство, сохраняя статус независимого, суверенного государства и прежние обычаи внутри страны. Сохранялись и привилегии молдавских бояр. Господарский престол закреплялся за династией Кантемиров.
По договору Молдавскому княжеству возвращались земли, захваченные Турцией, страна освобождалась от турецкой дани. Договор встретил поддержку всего молдавского населения. Лишь небольшая группа бояр была против разрыва с Турцией. Договор Кантемира был выгоден для Молдавии, так как в случае его претворения в жизнь страна освобождалась от турецкого гнета, отделялась от движущейся к упадку Турции и присоединялась к находящейся в то время на подъеме России.
Война, последовавшая летом 1711 года, проходила в особенно тяжелых для союзной армии условиях из-за засухи и недостатка припасов. После поражения от турок в битве при уезде Стэнилешть — Фэлчиу на Пруте, не имея возможности вернуться в Молдову, Кантемир эмигрировал в Россию, где оставался со своей семьей до конца жизни. Он стал советником Петра I и вел плодотворную научную деятельность.
В 1714 г. Кантемир пишет небольшое, но весьма важное в философском отношении сочинение «Monarchiarum physica examinatio» («Исследование природы монархий»), которое посвящает Петру I (рукопись хранится в Санкт-Петербурге в библиотеке АН СССР). В этой работе автор пытается философски обосновать свое понимание исторической миссии России в борьбе против Османской империи и необходимость сокрушения последней.
В этом же году Берлинская академия наук предложила Кантемиру написать работу о Молдавии, и он создает сочинение «Descriptio Moldaviae» («Описание Молдавии»; рукопись находится в Институте востоковедения АН СССР в Санкт-Петербурге). В 1714–1716 годах Д. Кантемир завершил фундаментальный труд «Historia incrementorum atque decrementorum aulae Ottomanicae» («История возвышения и упадка Оттоманской империи»), над которым начал работать еще в Константинополе.
Одним из важнейших сочинений Д. Кантемира стала написанная им в 1704–1705 гг. (впервые опубликована в 1883 г.) «Иероглифическая история». Это по существу первый роман на молдавском языке. Его отличает оригинальность замысла и исполнения. Действующие лица романа — звери, птицы и насекомые, за которыми стоят реальные люди. Не подлежит сомнению политическая направленность книги. Осью повествования является тема вражды между семействами Кантемиров и Брынковянов (валашских господарей). Но содержание книги выходит за рамки простого рассказа о династических распрях. Это роман о трагедии двух княжеств — Молдавии и Валахии, господари которых, враждуя между собой, льют воду на мельницу Порты. В книге ярко и убедительно раскрыты нравы господствующих классов и групп, показаны их продажность, коварство и алчность, которым противопоставлены высокие моральные качества людей труда. В целом «Иероглифическая история» несет в себе мощный гуманистический заряд.
Изучением наследия Дмитрия Кантемира сейчас активно занимаются академик Андрей Ешану, вместе с женой доктором исторических наук Валентиной Ешану, доктор исторических наук Виктор Цвиркун, который написал и подарил библиотеке книги, изданные в Турции.
Среди многих экспонатов выставки есть и довольно неожиданные для публики: мало кто знает, что Дмитрий Кантемир был композитором, аранжировщиком, и в библиотеке хранится CD с его музыкой. «И совсем недавно я слышала в исполнении молодых исполнителей в современной аранжировке музыку Дмитрия Кантемира – восточные мотивы, навеянные Турцией, — рассказывает Людмила Ерушевская. — Радует то, что его наследие не утратило своей актуальности. Национальная библиотека организует библиотуры, на которых мы не только знакомим с историей библиотеки, но и рассказываем о выставках, как и об экспозиции, посвященной Дмитрию Кантемиру. И приятно видеть живой интерес у школьников».
Подписывайтесь на наш Telegram-канал https://t.me/enewsmd Много интересного: инсайды, заявления, расследования. Много уникальной информации, которой нет у других.