Коварная уловка В. Андриевского по отношению к гражданам РМ заключается в том, что он незаметно совершает подмену:своим заклинанием верить в себя и в свою страну на самом деле призывает верить во власть нашего (нет, его) Олигарха.
II. Уловка № 1
Призыв, обращенный к своим подданным или гражданам, верить в свою страну (подразумевая, верить властям страны и немного потерпеть до лучших времён – 5-10-20-50-100 лет) используют власти предержащие с незапамятных времён с целью эксплуатации и манипуляции своими подданными или гражданами…И, как правило, используют его в тех случаях, когда дела у них швах.
Совсем недавно, к примеру, использовал этот призыв нынешний президент Украины в Новогоднем обращении Петр Порошенко: «Оптимизм, вера в свою страну, в свои силы — наши главные ресурсы. И все будет хорошо. Для этого, как учил владыка Любомир Гузар, нам следует молиться так, будто все зависит от Бога, но работать так, будто всё зависит от нас>>, — https://www.unian.net/…/2327176-novgodnee-pozdravlenie-poro… .
Как известно, рейтинг нынешнего президента Украины запредельно низок, вот он и вынужден прибегать к заклинаниям. Сказать, что рейтинг ПАП всего лишь ниже плинтуса, это значит сделать Петру Алексеевичу огромный комплимент. И скорее верблюд пройдёт сквозь игольное ушко, чем он будет переизбран.
Обращаясь с подобного рода призывами-заклинаниями к народу власть предержащие (как П. Порошенко на Украине) и их агитаторы и политтехнологи (как В. Андриевский у нас) пытаются эксплуатировать благородные патриотические чувства рядовых граждан.
И при этом, чтобы усилить воздействие своего призыва-заклинания на электорат, присовокупляют к вере в страну веру человека в себя, в свои силы. И подобного рода дуплетом, смешивая разнородные явления, пытаются охмурить избирателей и вынудить проголосовать за себя (П. Порошенко) или за партию своего очередного Патрона (В. Андриевский за партию Олигарха).
А между тем, вера в себя и вера в свою страну – это две большие разницы. В.А. (как и П.П.) их преднамеренно отождествляет, перечисляя через запятую.
Вера в себя – это свойство психики и психологическая проблема для отдельно взятого человека.
Конечно, по жизни для отдельно взятого человека вера в собственные силы является необходимым. Аксиомой является утверждение, что вера в себя – это ключ к успеху. Человек, переполненный верой в собственные силы, способен на великие достижения и осуществление самых сокровенных желаний. Вера в себя помогает человеку достичь успеха: обеспечивает человеку душевное равновесие на пути к достижению целей, позволяет пробовать новое, не терять надежды на успех после неудач, негатива и критики, даёт силу для преодоления любых внешних (обстоятельства) и внутренних преград (непонимание, негатив, другое), позволяет после очередного падения подниматься и вновь карабкаться ввысь к достижению цели.
Широко известно максималистское изречение: «Тот, у кого есть вера величиной хотя бы с горчичное зернышко, сможет двигать горы»
Всё это так, однако достигают значительного успеха –тысячи, десятки и сотни тысяч, а верят в себя – миллионы, десятки и сотни миллионы. Ибо вера в себя – необходимое, но не достаточное условие для достижения успеха. Вера в себя и свои силы должна быть дополнена рядом объективных и субъективных факторов, которые у большинства людей отсутствуют.
Для того, чтобы стать учёным-академиком, писателем-творцом, бизнесменом-миллионером, великим изобретателем, прекрасным артистом, замечательным композитором и т. д. – нужна, безусловно, вера в собственные силы, но становятся академиками, миллионерами, изобретателями и т.д. – ничтожное меньшинство, а огромное большинство людей с верой в собственные силы – добиваются вовсе не того, к чему стремились, на что надеялись, а многие и вовсе с верой в себя и свои силы остаются с ними, так ничего не добившись, а то и вовсе — у разбитого корыта…
Еще сложнее обстоит дело с верой в свою страну.
Патриотическое чувство, любовь у каждого нормально человека неизбывно… А вот вера в свою страну – которая вовсе не тождественна патриотическому чувству — переменчива, может то ослабляться, то вновь усиливаться, а может и вовсе исчезнуть.
III.Патриотизм – немного теории, вспоминаем и уточняем вместе
Загляните в энциклопедии, в словари, погуглите в Инете и вспомните, каково содержание вкладывается в термин “патриотизм”.
Приведу для начала два кратких определения: Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу;
Патриотизм – любовь к родине. Привязанность к месту своего рождения, месту жительства; Патриотизм – эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать её от врагов.
А вот и более развернутое: Патриотизм – любовь к отчеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Одно из наиболее глубоких чувств. Исторически элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже в древности.
И еще более развернутое определение: Патриотизм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами своего народа, стремление защищать интересы родины и своего народа, любовь к своей родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства. Патриотизм способен приводить к таким негативным явлениям как шовинизм и ксенофобия.
И подобное же:патриотизм — нравственный принцип, нравственная норма и нравственное чувство, возникшие еще на заре становления человечества и глубоко осмысленные уже античными теоретиками. Патриот – человек, выражающий и реализующий в своих поступках глубокое чувство уважения и любви к родной стране, ее истории, культурным традициям, ее народу. Как стойкое нравственное чувство патриотизм вырастает из особенностей образа жизни и культурных традиций того или иного этноса, формируется в процессе овладения подрастающими поколениями языком и господствующими формами мышления, нормами и эталонами культуры и закрепляется в определенных фиксированных установках поведения благодаря общению с представителями старших поколений, одобряющих или порицающих поведение молодых.
Этот ряд можно продолжить. И в подавляющем большинстве, скажем так, классических определениях, ОТСУТСТВУЕТ ВЕРА В СВОЮ СТРАНУ. Верность, преданность своему отечеству, готовность пожертвовать своими интересами – да, присутствует, но не вера.
Хотя есть и исключения, которые противоречат классическому, традиционному пониманию патриотизма. Существуют и иные интерпретации патриотизма, в которых любовь к родине подменяется любовью к государству и его властям (государственный патриотизм) или любовью к империи и её правительству (имперский патриотизм).
Государственный патриотизм, объектом которого выступает государство, по отношению к которому члены общества идентифицируют себя как подданные. Самый распространенный в древнее время, до образования наций. Государственный патриотизм — это прежде всего лояльность по отношению к существующему государству, вне зависимости что оно из себя представляет.
«Государственнический элемент означает патриотизм не только к отечеству в целом, но и, прежде всего к государственной власти, политики государства, «национальным государственным интересам». Государственный патриотизм может быть только патриотизмом политики господствующего класса«.
Патриотизмом в классическом значении госпатриотизм может быть только в том случае, если интересы государства совпадают с интересами народа, что бывает далеко не всегда. Общество (страна, нация) и государство — не одно и то же. Это важно знать, если мы не хотим стать жертвами манипуляции.
В СВЯЗИ С СУЩЕСТВОВАНИЕМ ВНУТРИ Р.МОЛДОВА ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ, ВЫСТУПАЮЩИХ ЗА ЛИКВИДАЦИЮ ЕЁ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, ПОНЯТИЕ И ФЕНОМЕН ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАТРИОТИЗМА ПРИОБРЕТАЕТ В НЕЙ ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ПОДРАЗУМЕВАЕТ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ И В ОСНОВНОМ ЛЮБОВЬ И ПРЕДАННОСТЬ К ЕЁ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. ЧТО, КОНЕЧНО, НЕ ТОЖДЕСТВЕННО ПРЕДАННОСТИ К ЕЁ ВЛАСТЯМ, ХОТЯ И НЕ ЗАПРЕЩАЕТ ПРИЗЫВАТЬ ЛЮБИТЬ ТАКЖЕ И ИХ.
Различают также:
1) Племенной патриотизм — отечеством именуется племя. Исторически первый вид патриотизма, появившийся в те времена, когда общество еще было привязано не к территории, а к своему личному составу. Со сменой демосоциальных организмов (племен) геосоциальными (странами), понятие потеряло актуальность в большинстве обществ.
2) Региональный патриотизм — понятие патриотизма распространяется на конкретный регион. Характерный пример- полисный патриотизм древних греков, существовавших и после объединения полисов под одним государством, где он противопоставлялся государственному (имперскому) патриотизму.
3) Гражданский патриотизм — объектом патриотизма является прежде всего населяющий страну народ (граждане). По сути такой патриотизм является более современной версией племенного, т.к. объектом самоидентификации членов общества выступает опять непосредственно само общество, а не какие-то его составные части. «Патриот — это человек, служащий родине, а родина — это прежде всего народ» (Н.Г. Чернышевский). Составляющие общество личности, т.о. осознают себя уже не подданными, а гражданами. Появляется одновременно с т.н. гражданским обществом в эпоху буржуазных революций.
4) Национальный патриотизм — разновидность патриотизма, появившаяся примерно в то же время что и гражданский. Отличие его от последнего состоит в том, что объектом тут выступают не непосредственно общественные интересы, а выражающая их национальная культура. Слово является синонимом слова «национализм». Другая разновидность — этнический патриотизм — любовь к своему этносу.
5) Классовый патриотизм — здесь к обычному патриотизму добавляется классовое сознание. «В классовом обществе содержание П. становится классовым, ибо каждый класс выражает своё отношение к отечеству через присущие ему специфические интересы» (Большая Советская Энциклопедия).
6) Корпоративный патриотизм — понятие патриотизма распространяется на какую-либо организацию, которая, соответственно предположительно выражает интересы общества. Он может быть по отношению к партии, государству (со стороны чиновников) и др. организациям.
7)Квасной патриотизм (ура-патриотизм) — гипертрофированное чувство любви к государству и своему народу;
8)Ультрапатриотизм — любовь к отечеству в крайних, безрассудных формах.
9) Городской патриотизм — любовь к своему городу и т.п.
В чистом виде каждый из вышеназванных «патриотизмов” редко встречается (будь то в индивидуальном или общественном мировоззрении), в основном имеется сочетание тех или иных.
Отдельно можно также выделить ксенопатриотизм (любовь к чужому отечеству, например галломания российских дворян и американофилия современных либералов в России) и квазипатриотизм (ассоциация себя с несуществующим обществом, вроде с белой расы, Евразиии, человечества и др.)
Помимо этого, может возникнуть ситуация когда частная самоидентификация может полностью противопоставить себя общественной, тогда возникает явление сепаратизма (в случае племенного, регионального и национального патриотизмов) или антипатриотизма (в случае всех остальных).
Если вышеназванные разновидности патриотизма относились по большему счету к его форме, то далее речь пойдет уже о его содержании.
Если в изначальном понимании (как сказано выше), патриотизм — это любовь к обществу, то, следовательно, быть патриотом — это значит действовать на благо общества. И тогда истинный патриотизм — это мировоззрение, соответствующее общественным интересам. В свою очередь ложный патриотизм (псевдопатриотизм) — это мировоззрение, выдающее себя за патриотическое, в действительности же таковым не являющееся. Можно не называть себя патриотом и при этом работать на благо родины, а можно кричать на каждом углу о своем патриотизме и не делать ничего полезного для своей страны (а то и вовсе вредить ей). https://hullam-del-ray.livejournal.com/1472151.html
Кроме того, западные исследователи разделяют патриотизм на «слепой» и «гражданский». Первый из них определяют, как привязанность к стране с беспрекословной положительной оценкой своей родины и нетерпимостью к критике своего государства. В противоположность этому, «гражданский» или «конструктивный» патриотизм — это любовь к своей стране, связанная с анализом и критикой существующего в ней положения и стремлением изменить его к лучшему.
Наконец, английский писатель Клай Стейплз Льюис еще в 1960 году писал об «амбивалентности патриотизма» и выделял 4 его разновидности:
1. Любовь к дому; к старым друзьям, к знакомым лицам, к знакомым видам, запахам и звукам.
2. Особое отношение к прошлому своей страны.
3. Грубая вера в то, что своя страна или свой народ действительно лучше всех.
4. Своя нация настолько лучше всех, что просто обязана править всеми.
В связи с этим не могу не удержаться, чтобы не привести текст известного религиозного философа XX века Ю.Бохеньский из его книги “Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков”:
“Любовь к Родине и соотечественникам— отнюдь не предрассудок, это добродетель, которая достойна всяческой поддержки, так же как любовь к семье и т.д. Однако с патриотизмом связаны два предрассудка: один из них превращает патриотизм в национализм, второй путает патриотизм с национализмом и даже с расизмом. Если кто-то любит свою страну, это не означает, что он непременно должен обожествлять ее либо испытывать презрение, а тем более ненависть к другим странам. Он вовсе не обязан считать нацию «высшей ценностью», как того требует национализм. Итак, превращение патриотизма в национализм — не что иное, как суеверие. Гораздо более опасен второй, весьма типичный в наши дни предрассудок. Особенно часто им грешат «левые» (термин, смысл которого очень трудно определить): каждого, кто осмелится утверждать, что свою страну он любит больше, чем, например, Эквадор или Вьетнам, обвинят в «расизме». Того же, кто, столкнувшись с необходимостью выбора, отдаст предпочтение соотечественнику перед иностранцем, сочтут злодеем-расистом, гитлеровцем. Совершенно очевидно, что это заблуждение, ведь неотъемлемое право каждого человека составляет забота прежде всего о близких людях, и он вовсе не обязан задумываться, какая раса или народность является высшей, а какая нет. Надеюсь, следующая история поможет понять, о чем идет речь. У одного из моих друзей, Яна, была очень некрасивая, косоглазая мать, которая вдобавок была еще и клептоманкой и однажды уже была осуждена за воровство. На чей-то вопрос: «Почему же ты считаешь ее лучше всех других людей?» — Ян ответил: «Почему? Да потому, что это моя мать!» Примерно так же всякий порядочный человек относится и к своей родине. Кто возражает против этого, тот— жертва предрассудка, в основе которого лежит вера в человечество и в равенство людей” — http://terme.ru/…/sto-sueverii-kratkii-filosofskii-slovar-p… .
[Не будем углубляться в тему и рассматривать концепции антипатриотизма — https://ru.wikipedia.org/wiki/Антипатриотизм – как известно, одним из его проводников был Л.Н.Толстой: ”Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм. Патриотизм есть рабство”. — Из статьи «Христианство и патриотизм», Москва: 17 марта 1894. https://www.gumer.info/bibliotek…/…/Article/Tolst_HrPatr.php
или космополитизма — https://ru.wikipedia.org/wiki/Космополитизм ].
Исходя из изложенного становится понятным, что вера в свою страну, в своё государство, не являясь составной частью классического патриотизма, в тоже время является моментом государственного патриотизма. В качестве примера такой трактовки, схожей с интерпретацией АВА, можно привести следующее понимание патриотизма: Вера в свою страну, в свой край, в свой город, в свой район, в свою семью, в самого себя – это обязательное условие патриотизма.
Очевидно, что здесь проводится позиция государственной власти, когда вера в свою страну тождественна вере в своих правителей.
Коварная уловка В. Андриевского по отношению к гражданам РМ и заключается в том, что он незаметно совершает подмену. Ведь человек воспринимает призыв, обращенный к нему, верить в себя и свои силы, как совершенно естественный, нормальный. Используя это обстоятельство таким же естественным АВА пытаются представить и веру в свою страну, при этом заменяя тихой сапой веру в свою страну на веру во власть своей страны.
Таким образом, незаметно для малосведущего читателя он своим заклинанием верить в себя и в свою страну на самом деле призывает верить во власть нашего (нет, его) Олигарха.
А МЕЖДУ ТЕМ ПАТРИОТИЗМ ВОВСЕ НЕ ОЗНАЧАЕТ БЕЗОГОВОРОЧНУЮ ПОДДЕРЖКУ ВЛАСТЕЙ СВОЕЙ СТРАНЫ.
Об этом недвусмысленно писал американский президент начала XX века Теодор Рузвельт: «Патриотизм — означает поддержку своей страны. Это не означает, что патриотично поддерживать президента или иных должностных лиц. Только в той степени, в какой они служат интересам страны» (Теодор Рузвельт. «Большое путешествие» — Теодор Рузвельт. Большое путешествие = The Great Adventure. — 1-е издание. — Нью Йорк: Charles Scribner’s Sons, Ноябрь 1918. — P. 181. — 204 p.).
(Продолжение обязательно последует).