В стремлении оправдать свои действия по углублению раскола в Православной Церкви Молдовы, адепты «Бессарабской митрополии», равно как и их покровители и спонсоры в Бухаресте любят апеллировать к истории.
Но при этом вместо фактов предпочитают оперировать лозунгами и откровенно фальшивыми заявлениями. Уже приходилось писать, что утверждения по типу «Румынская Православная Церковь… имеет многовековое каноническое присутствие в Бессарабском регионе», «христиане Бессарабии всегда были связаны с Церковью Рода», «традиционная юрисдикция Церкви-матери» и т.п., не имеют ничего общего с реальной историей церковной жизни в Днестровско-Прутском междуречье.
Следует отметить, что на протяжении трех десятилетий, сколько существует данный раскол, Румынский Патриархат не первый раз пытается выдвигать аргументы исторического характера. Такое уже было, например, в 2007-2008 годах, после решения Священного Синода Румынской Православной Церкви учредить в составе данной «митрополии» несколько «епархий». В ответ Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата опубликовала 25 марта 2008 года развернутое заявление, в котором был представлен ряд разъяснений, часть из которых касалась истории вопроса.
Данный документ под названием «Заявление Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата об аргументах представителей Румынской Православной Церкви, оправдывающих решение об учреждении епархий “Бессарабской митрополии”» был целиком опубликован в изданном в Кишиневе в 2012 году сборнике „Восстановить единство: Позиция Русской Православной Церкви по вопросу «Бессарабской митрополии»: Документы и материалы”, выложен он и в Интернет. Поскольку на протяжении 2023 года наблюдались попытки использования недругами Православной Церкви Молдовы тех же фальшивых аргументов, портал «Традиция» решил опубликовать несколько фрагментов из него. Выделения в публикуемом тексте сделаны нами.
* * *
В ПЕРВОМ ФРАГМЕНТЕ РЕЧЬ ИДЕТ О СОБЫТИЯХ ДО 1918 ГОДА
<…> Авторы обвинений России в “несправедливой аннексии” Молдовы в 1812 году как будто забывают, что Россия принесла народам Молдовы избавление от почти трехвекового гнета иноверцев, сопровождавшегося насилием и грабежами со стороны турецких властей и гонениями на национальную культуру. Замалчивается и то, что “аннексии” на протяжении веков предшествовали десятки обращений молдавских господарей, митрополитов и бояр с просьбами о принятии их страны в состав России.
С XV века сохранился ряд грамот господаря Стефана III, где он просит Иоанна III о помощи. В 1529 году был заключен молдавско-русский союзный договор, благодаря которому границы Молдавии на время были избавлены от иноземных набегов. В сложный для Молдавии период турецкого господства Россия неизменно оказывала ей финансовую, дипломатическую и военную поддержку.
В 1654 году молдавский господарь Георге Стефан впервые просил царя Алексея Михайловича о принятии Молдавии в состав России. В 1656 году из Ясс в Москву прибыло великое посольство во главе с митрополитом Гедеоном и логофетом Григорием Нянюлом. 7 июня 1656 года митрополит Гедеон принес Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Никону присягу на верность России от имени молдавского духовенства, господаря и жителей княжества. Однако осложнившиеся международные условия не позволили тогда окончательно осуществить договор.
В XVII – начале XVIII века господари Молдавии постоянно предпринимали попытки объединить свою державу с Россией. Примечательны слова митрополита Сучавского Досифея, содержащиеся в его послании царям Иоанну и Петру, написанном в 1684 году по поручению господаря, высшего духовенства, бояр и всех жителей Молдавии: “Умилосердитеся и избавите нас от врагов наших, пославше войска против агарян. Ускорите, да не погибнем. От иныя бо страны ни откуду надежды о избавлении имамы, токмо на святое ваше царство”.
В 1711 году, когда во время Прутского похода, предпринятого в союзе с молдавскими и валашскими господарями, армия Петра I подходила к Яссам, для торжественной встречи императора бояре, почетные горожане и все священнослужители “во главе с митрополитом Гедеоном вышли за город, где с великой радостью поклонились Петру, воздавая хвалу Богу, что, наконец, настало время освобождения их от турецкого ига”, – свидетельствует летописец тогдашних событий И. Некулче. В ответ на призыв господаря в русскую армию вступили тысячи жителей Молдовы. Прутский поход закончился неудачей, однако он положил начало совместной вооруженной борьбе России и Молдавии против Османской империи.
Во время австро-турецкой войны 1716–1718 годов с просьбой освободить Молдавию от османского владычества к российскому императору обращались Димитрий Кантемир, высшее молдавское духовенство и представители рода Стурдза.
Во время русско-турецкой войны 1735–1739 годов валашские бояре направили посланцев в Россию, прося организовать поход в направлении Днестра и Дуная, обещая всевозможную поддержку. В то же время они выступили ходатаями и за молдаван, так как в силу географического положения Валахия не могла перейти под протекцию России без освобождения от османского владычества Молдавии.
Документы того времени свидетельствуют, что, когда в 1739 году военные действия были перенесены в Молдавию, “не проходило дня, чтобы в штаб не являлись валашские и молдавские офицеры с солдатами, объявляя о желании вступить в русскую армию”.
После начала русско-турецкой войны 1768–1774 годов в Санкт-Петербург из Молдавии и Валахии прибыла представительная делегация во главе с епископом Хушским Иннокентием и митрополитом Унгровлахийским Григорием, которые обратились к императрице Екатерине II с очередным выражением всенародного желания молдаван присоединиться к семье народов, населяющих Российскую империю.
16 сентября 1770 года вопрос о судьбе Дунайских княжеств обсуждался на заседании Государственного совета. Россия была готова отказаться от контрибуции со стороны турок, если Молдавия и Валахия получат независимость. Вмешательство в русско-турецкие переговоры 1772–1773 годов западных держав заставило Россию отказаться от данного требования. Тем не менее, она всячески пыталась отстоять в договоре особые условия для Молдавии и Валахии, дававшие княжествам право пользоваться внутриполитическим суверенитетом в составе Османской империи.
10 июля 1774 года был подписан Кючук-Кайнарджийский русско-турецкий мирный договор, который учел предложения российской стороны и значительно улучшил положение Дунайских княжеств в составе Турции. Россия, по существу, была признана покровительницей их населения.
10 марта 1779 года подписана Айналы-Кайвакская конвенция между Россией и Турцией, которая юридически подтвердила уступки Порты в пользу Молдавии. В добавление к ним молдавские представители в Стамбуле получили дипломатическую неприкосновенность, и Порта обещала не покушаться на свободу христианского вероисповедания.
Однако турецкие власти не раз нарушали свои обязательства. В 1802 году в Санкт-Петербург поступило очередное послание митрополита и бояр Валахии с призывом оказать помощь княжеству. 16 июля 1802 года русский посол в Стамбуле направил турецкому правительству ноту, содержащую конкретные предложения по урегулированию положения в княжествах. Это положило начало переговорам, оформившим русско-турецкое соглашение о правах Валахии и Молдавии, в соответствии с которым права и привилегии Дунайских княжеств в составе Османской империи были не только подтверждены, но и значительно расширены и уточнены. Однако мирный этап решения данного вопроса закончился в 1806 году, когда Россия была вынуждена вновь при помощи армии отстаивать права братских народов Молдавии и Валахии.
27 июня 1807 года митрополит Ясский Вениамин (Костаки) и двадцать авторитетных епископов и бояр обратились к российскому императору Александру I с воззванием: “Истреби несносное турецкое правление, дышащее угнетением бедному сему народу – молдаванам. Соедини правление земли сей с богохранимою державою твоею… Да будет одно стадо и один пастырь… Сие есть от всей души общее народа сего моление”.
Полностью осуществить многовековые чаяния молдаван и на этот раз не удалось, однако часть исторической Молдавии в 1812 году все же была взята под покровительство России и избавлена от иноверного насилия. Другая часть Молдавии вместе с Валахией позднее составила единое Румынское государство, независимость которого была обретена также при деятельном участии России, отстоявшей в русско-турецкой войне 1877–1878 годов законное право братского народа на самоопределение.
Обвиняя Русскую Православную Церковь в приверженности территориальному экспансионизму, румынская сторона ссылается на то, что в XVIII веке Святейший Синод Русской Церкви назначил “в завоеванных румынских княжествах архиереев для управления <…> двумя митрополиями, находившимися под юрисдикцией Вселенской Патриархии, причем не имея на то ее согласия”. Действительно, в 1789 году во время второй русско-турецкой войны Святейшим Синодом Русской Церкви была временно учреждена Молдо-Влахийская экзархия, которая возобновлялась в 1808–1812 годах и была окончательно упразднена в 1821 году. Однако нельзя забывать, что сделано это было по желанию самих влахов и молдаван. Согласно акту Священного Синода Румынской Православной Церкви от 1882 года, “история борьбы (местного населения) с монахами-фанариотами есть целая драма, вызывающая душевную боль во всяком христианском сердце. С одной стороны – простосердечие <…> с другой – неблагодарность, желание давить, абсолютно властвовать и заботы о своих частных интересах, словом, эксплуатация целой нации”. В 1792 году во главе экзархии был поставлен молдаванин митрополит Гавриил (Бэнулеску-Бодони) (уточним, что святитель Гавриил был уроженцем Трансильвании – Traditia.md), который всеми силами старался исправить плачевные последствия предшествующего правления в княжествах, однако вскоре был арестован турецкими властями и на некоторое время заточен в Стамбуле.
К 1812 году территория современной Молдовы в церковном отношении представляла собой чересполосицу разрозненных приходов, которые, находясь в юрисдикции нескольких Церквей, зачастую являлись предметом их взаимных претензий.
В 1813 году Святейший Синод Русской Православной Церкви объединил эти приходы, тем самым воссоздав и укрепив Православную Церковь Молдовы. Учреждение в 1813 году Кишиневской епархии Русской Православной Церкви, явившись следствием горячего желания молдаван и договоренностей между Россией и Портой, никогда не оспаривалось Константинопольской Патриархией. Отношения между Русской и Константинопольской Церквами на протяжении XIX века никогда не омрачал вопрос церковно-канонической принадлежности пруто-днестровского междуречья.
Не возникало церковных разногласий и тогда, когда святитель Филарет, митрополит Московский, исполненный заботы о церковном мире в Румынии, поддержал стремление Святейшего Константинопольского Патриарха Кирилла VII решить вопрос об автокефалии Румынской Православной Церкви строго каноническим путем.
О том, что законность создания на территории Бессарабии Кишиневской епархии Русской Православной Церкви в XIX веке не подвергалась сомнению, свидетельствуют и развивавшиеся в тот период братские отношения между Румынской и Русской Церквами. Долгие годы иерархи с правого берега Прута продолжали видеть в России главную защитницу православной веры в регионе. В этой связи показателен факт обращения митрополита Ясского Софрония в 1859 году к Кишиневскому архиепископу Антонию, как ближайшему духовно-административному лицу Российской Церкви с просьбой о ходатайстве перед императором о защите Церкви от тогдашних притеснений местного правительства. В “Записке… о происках к ниспровержению православной веры в княжествах Молдавии и Валахии и о средствах к поддержанию оной”, представленной, по благословению митрополита Софрония, его поверенным российскому правительству, выражалась просьба “обеспечить неприкосновенность и права православной веры в княжествах”. В записке, между прочим, говорилось: “Производящаяся в Дунайских княжествах духовно-нравственная реформа румынской нации не является случайностью: она подготовлялась постепенно в течение продолжительного времени, то под предлогом покровительства и сострадания к слабому народу, которому (якобы) угрожало влияние могущественного соседа (России), то под формою европейской цивилизации, когда являлись различные наставники, которые, не открывая настоящей своей цели и значения, овладевали народными умами и порабощали их, сделав орудиями своих целей <…> Некоторые духовные лица, подстрекаемые английским консулом, тайно проповедовали, что сбываются пророчества о том, что все зло в Европе происходит от севера, то есть от России”. В тот период в Румынии была назначена особая комиссия из мирян для преобразования церковного устава. Духовные типографии были “отняты для того, чтобы печатать Священное Писание и все церковно-богослужебные книги, вместо славянских букв латинскими, и притом не на понятном не для всех румын языке, но на изобретенном вновь, полулатинском и полуфранцузском. <…> Оплот Православия и рассадник духовного просвещения в Молдавии, Нямецкий монастырь, издревле находившийся под покровительством монархов России, снабжавший всю страну богослужебными книгами и назидательными сочинениями, <…> лишился теперь всех моральных и материальных средств”. Утверждая, что “все материальные средства Молдавской Церкви сохранились теперь только в пределах Русской империи”, автор упомянутой записки заверял, что он уполномочен митрополитом Софронием и православными обителями Молдавии “на все действия <…> какие будут одобрены императорским правительством, которому сиротствующая Молдавская Церковь вполне вверяется, как единственной своей надежде, опоре и защите”. <…>
Подписывайтесь на наш Telegram-канал https://t.me/enewsmd Много интересного: инсайды, заявления, расследования. Много уникальной информации, которой нет у других.