Во-первых, так близко эти две планеты последний раз
сходились примерно 800 лет назад, и больше такого на нашем веку уже не
произойдет.
Во-вторых, тот факт, что их соединение произойдет 21
декабря, в день зимнего солнцестояния — как раз накануне западного Рождества —
породило теории о том, что, возможно, именно соединение Юпитера и Сатурна
описано в Новом завете как Вифлеемская звезда, взошедшая около 2000 лет назад и
ставшая предвестником рождения Иисуса Христа, пишет bbc.com.
Между тем, профессор теоретической астрофизики из
Университета Эксетера Мэттью Бейт установил свой телескоп на крыше физического
факультета и в субботу-воскресенье вел прямую трансляцию в YouTube.
Как указывает профессор, нынешнее астрособытие уникально еще
и потому, что никто прежде не наблюдал столь тесного слияния этих двух планет в
телескоп.
«Примечательно, что Галилей впервые наблюдал Юпитер и
Сатурн в 1610 году, а это за 13 лет до последнего по-настоящему близкого
слияния. Однако нет никаких свидетельств того, что кто-либо налюдал за слиянием
1623 года с помощью телескопа», — отметил профессор Бейт.
Небесные тела и земные правители
В древности считалось, что подобные астрономические явления
влияют на земные судьбы. Их считали предвестниками экстраординарных событий,
чаще разрушительного свойства.
Хорошо задокументирована «Юлианская звезда» или
«Планета Цезаря» — длиннохвостая комета, появившаяся на небе через
несколько месяцев после убийства Юлия Цезаря в 44 г. до н.э.
Древнеримский историк Плиний-старший записал, что комета
была настолько яркой, что видна была даже днем, а многие римляне расценили ее
появление как знак божественности Цезаря.
Теорию о том, что упомянутой в Евангелии от Матфея Вифлеемской
звездой, указавшей путь волхвам к месту рождения Иисуса, может быть именно
слияние Сатурна с Юпитером, высказывал еще в ХVII веке немецкий астроном Иоганн
Кеплер, автор книг «Тайна мироздания» и «Гармония мира».
Он наблюдал это явление в 1603 году и подсчитал, что
предыдущее подобное событие должно было случиться в 7 году до н.э.
Однако ряд ученых считают, что Вифлеемской звездой могла
быть комета Галлея, которая периодически возвращается и, по подсчетам
астрономов, проходила над Землей примерно за 5-10 лет до
«официальной» даты рождения Иисуса Христа.
Частично на эту же версию указывают и фрески итальянского
живописца Джотто, в 1303-05 гг. изобразившего Рождественскую звезду в виде
кометы в падуанской Капелле Скровеньи. Известно, что комета Галлея проходила
над Землей в 1301 году.
Однако ряд теологов полагают, что в евангельском рассказе о
появлении на небе необычайно яркой звезды вряд ли идет речь об астрономическом
событии, и трактовать его следует, скорее, в богословском смысле.
Звезда в описании у Матфея, скорее всего, не могла быть
«обычным» природным явлением, полагает исследователь
раннехристианской литературы, профессор религиоведения Феррум-колледжа Эрик
Ванден Эйкель.
«Матфей пишет, что волхвы прибыли в Иерусалим «с
востока». После этого звезда ведет их в Вифлеем, на юг от Иерусалима.
Получается, что звезда совершает резкий поворот налево. Астрономы согласятся со
мной в том, что звезды не совершают резких поворотов», — пишет
исследователь в своей статье.
Более того, когда волхвы прибывают в Вифлеем, звезда
оказывается достаточно низко в небе, чтобы привести их к определенному дому.
«Звезда, как сказано, шла перед ними и зависла над конкретным местом,
действуя словно древнее GPS-устройство, — говорит
доктор Аарон Адер с физического факультета Университета штата Огайо. —
Подобное описание перемещений Звезды лежит за пределами физических возможностей
любого наблюдаемого астрономического объекта».
И все же профессор Кроуфорд не исключает такой возможности:
«Две тысячи лет назад люди гораздо лучше были осведомлены о том, что
происходит на небе, поэтому нет ничего невозможного в том, чтобы под
Вифлеемской звездой понимать планетарное слияние, подобное тому, что мы вскоре
сможем наблюдать».