Дорога в Старый Орхей
40 километров от Кишинёва по хорошей дороге пролетают быстро. Главное не спутать Старый Орхей с новым — оба они находятся в одном направлении, но старого на карте не существует, поэтому ориентируемся на сёла Бутучены и Требужены, в них и сосредоточена основная масса исторических и культурных памятников комплекса.
Природная крепость
Обо всем по порядку. Зачем всем был нужен этот каньон? Первыми, еще 3000 лет назад, здесь появились гето-даки, и явно не для селфи на фоне пещер! Во-первых, транспортная доступность. Это сейчас Реут годится в основном для уток и гусей, а в то время он был крупной судоходной рекой, связанной с Черным морем.
Во-вторых, естественный укрепрайон и созданная природой крепость. Реут в этом месте образовывает 2 полуострова, которые к тому же окружены отвесными скалами. Гето-дакам оставалось только перекрыть несколько узких проходов и построить крепость.
Кто же здесь хозяйничал? Гето-даки (фракийцы), Германцы, Сарматы, Авары, Римляне, Славяне, Венгры, Татаро-монголы, Литовцы, Поляки, Молдавское княжество, Крымские татары. После них эти места входили в состав еще ряда стран — Османская империя, Российская империя, Румыния, СССР и наконец, независимая Молдова. Но эти государства как крепость Старый Орхей уже не использовали.
От фракийской крепости остались защитные рвы. Вам может показаться это не особо впечатляющим, но они выдолблены в скале и за несколько тысяч лет не особо изменились. Тут же нашли каменные столбики, посчитали всё, прикинули что к чему и поняли, что на этом месте у гето-даков был солнечный календарь.Сама крепость не сохранилась, но на её месте построена церковь. Это тоже своеобразные музей — на колоколе символика Российской империи.
Скальные монастыри
Несколько небольших шагов для нас и прыжок на 2000 тысячи лет в истории Старого Орхея. Рядом с фракийской крепостью зайдем в скальный монастырь.В средневековье эти места были идеальными для монашества. Христиан тогда гоняли все кому не лень, чаще всего татары, и углубиться в неприступные скалы было логичной идеей. Монахи молились в монастырях, а жили в кельях. Скорее всего, здесь и до них были пещеры, которые они расширили и обжили — на стенах следы орудий для обработки камня и ракушки — миллионы лет назад здесь еще и море было.
В этом помещении — целых 11 комнат. Никто в них не живет, но стоят иконы и часто горят свечи. На жилую келью все-таки можно глянуть, она расположилась прямо рядом с местом службы живущего в ней монаха.
Из монастыря выходим на балкон. Вид тут о-го-го, но довольно опасно. Есть крепления для перил, но решили их не устанавливать дабы не портить исторический облик. На подоконнике и в стенах — монеты тех, кто хочет сюда вернуться. Помимо наших бануц, я высмотрел только польские, румынские, европейские, британские и приднестровские. Пандемия как-никак.
Серьезный удар по скальным монастырям 200 лет назад нанесло землетрясение — завален прежний вход в монастырь. Когда-то ступеньки отсюда вели по склону прямо к реке, но после того как трухануло — пришлось продалбливать новый вход, 20 метров прямо сквозь камень.
Другим пещерам досталось еще больше. Помимо, основного, третьего пещерного , есть еще несколько, но все они после землетрясения не используются.
Бутучены. Как жили молдаване 100 лет назад
Продолжая скакать по истории, спускаемся в село Бутучены. Сначала зайдём в небольшой музей, в котором сохранены элементы быта молдаван конца 19 века. Это не так давно и на самом деле, во многом и сейчас деревенские дома выглядят так же. Разве что добавились wi-fi рутеры и телевизоры. Тем не менее, для городского жителя и тем более иностранца — интересная экскурсия.
На входе всех встречает курятник, который посетители путают с просторной будкой для собак. Дальше вход в летнюю кухню, в которой посуда тех лет, печка и огромная лежанка. Вообще, в летней кухне часто жили — просто её легче отопить, и вообще, тут проще и дешевле. А вот большой дом, каса маре, это для дорогих гостей и хранения приданого.
Вторая комната в доме — три в одном. Здесь можно спать, готовить и работать, для чего есть печь, лежанка и ткацкий станок. Но для сельского мужика важнее подвал, правда в музее бочки это муляж и в поисках вина придется идти по селу дальше.
Бутучены для туристов
Бутучены село не простое, а туристическое. Вино продают прямо на центральной улице, а просто прогулявшись по ней, можно еще много чего увидеть — цветные аккуратные домики с цветами, прикольные заборчики и телеги. Одни еще используются по назначению, другие — стоят как экспонаты на ухоженном газончике. Дополняют картину туристического центра мини-отели, кафешки и даже зона для музыкальных фестивалей.
Представьте как растут в такой местности дети. С одной стороны, бегать по горам опасно, но ведь куда интереснее, чем курить у подъезда в душном городе.
«Сейчас позвоню твоему деду!», — кричит наш экскурсовод Нина бегающим по горам детям, которые скидывают камни на разложенные внизу палатки.
Из молдавского села просто так не отпускают и перед тем как двинуться дальше, тётя Нина нас пригласила к себе на виноград. Меньше 3 сортов тут мало кто держит, пообещали вернуться осенью на молодое вино и поехали в музей.
Всё найденное – в музей!
Здесь по стендам проще собрать всю картину воедино. Проходим мимо стендов о ГУЛАГе и сразу к самым старым экспонатам — бронзовые наконечники гето-даков как новенькие!
От татар осталось больше — отлично сохранившееся надгробье, на котором, по-моему, ничего не написано и слегка потертые за 700 лет монеты. По ним, кстати, восстановили много информации о Золотой Орде.
Татарский город и снова пещеры
Шехр аль-Джедид, немаленьким был этот татарский городок и по нему мы сейчас прокатимся. Прощаемся с тётей Ниной и Бутученами и едем ближе к Требуженам. Здесь отлично сохранились татарская крепость и средневековые бани, а рядом находится огромный комплекс пещер и классное место для пикника.
Татарскую крепость после изгнания татар реконструировал и использовал в своих нуждах Штефан чел Маре, а на её территории нашли средневековые пушки. Не менее впечатляюще выглядят бани, причем таких банных комплексов в татарском городе было сразу 3, что говорит о больших размерах города, иначе зачем в деревни 3 огромных бани?
В Требуженах еще и просто красиво. Рядом с татарскими банями часто разбивают палаточные лагеря и останавливаются на пикник. Над рекой висит комплекс пещер, поднявшись к которому можно окинуть взглядом практически всю территорию древнего города.
Поездка в Старый Орхей доказывает, что без загранпаспорта можно перемещаться не только в пространстве, но и во времени. Молдаванам виза не нужна ни к татаро-монголам, ни к фракийцам… Покажи ролик своим друзьям и подписывайся на ZURGALABEL, мы еще покажем вам Молдову!