Сегодня 23 марта, суббота поминовения усопших, завершающая Вторую седмицу Великого поста, который православные христиане несут в нынешнем году с 11 марта по 27 апреля, — передает eNews
У святых отцов мы находим много рассуждений о том, как возродится тело, которое истлеет, превратится в прах. А как же сожженное тело? А как ребенок, загубленный во чреве матери? Или только что родившийся младенец? Что будет с их телами, или они не воскреснут? Общий ответ отцов: воскреснут в возрасте Христовом. Воскреснут, то есть обретут жизнь, даже если эта жизнь была загублена в материнском чреве или оборвалась в ранние годы. Каждый человек в теле предстанет пред Господом. Православная церковь в этот день поминает: Мучеников Кодрата и иже с ним: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия, Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида и Мучениц: Хариессу, Нунехию, Василиссу, Нику, Галу, Галину, Феодору и иных многих; Праведного Павла Таганрогского; Мучеников Кодрата Никомидийского, Саторина, Руфина и прочих; Преподобную Анастасию Патрикию; Священномученика Димитрия Легейдо, пресвитера.
В этот день православные поминают всех усопших, обязательно посещая приходы и кладбища.
В эту и следующую субботу заупокойная служба по Триоди соединяется со службами Минеи и Октоиха.
Православным христианам сегодня дозволено вкушать горячую пищу с добавлением растительного масла.
Святой мученик Кодрат и иже с ним: Во время гонения на христиан (в III веке) одна благочестивая женщина по имени Руфина бежала из Коринфа в горы, спасаясь от преследований. Там она родила сына Кодрата и вскоре после родов скончалась.
Промыслом Божиим младенец остался жить и был вскормлен чудесным образом: на него опускалось облако, питавшее его сладкой росой. Детство и юношеские годы святого Кодрата прошли в пустыне. Будучи уже взрослым, он однажды повстречал христиан, которые просветили его светом истинной веры. Кодрат выучился грамоте, а позже изучил врачебное искусство и достиг в нем больших успехов. Но более всего Кодрат любил пустынное безмолвие и большую часть времени проводил в горах, предаваясь молитве и Богомыслию. Прошло много лет. В пустыню к святому часто приходили его друзья и последователи, чтобы послушать его наставления. Среди них были Киприан, Дионисий, Анект, Павел, Крискент и многие другие.
По приказу гонителя христиан нечестивого Декия (249–251) в Коринф прибыл военачальник Иасон. Святой Кодрат был схвачен вместе со своими друзьями и брошен в темницу. На допросах Иасон чаще всего обращался к Кодрату как старшему по возрасту. Святой мужественно защищал свою веру во Христа Спасителя. Тогда его стали истязать. Святой Кодрат, несмотря на нечеловеческие страдания, находил в себе силы поддерживать других, убеждая их не страшиться и твердо стоять за веру. Не добившись ни от кого отречения, Иасон приказал бросить мучеников на растерзание зверям. Звери же не тронули их. Святых привязали за ноги к колесницам и волочили по городу, многие из толпы бросали в них камни. Наконец мучеников присудили к усечению мечом. На месте казни святые попросили себе немного времени для молитвы. а потом один за другим стали подходить к палачу, склоняя голову перед занесенным мечом.
Остальные ученики святого Кодрата также пострадали за Христа: Дионисий (другой) был заколот ножом; Викторин, Виктор и Никифор были заживо раздроблены в огромной каменной ступе; Клавдию отрубили руки и ноги; Диодор сам бросился в приготовленный для него костер; Серафион был обезглавлен; Папия и Леонида утопили в море. Подражая мужчинам, на муки за Христа добровольно пошли и многие святые жены.
Из Священного писания в этот день читают: Послание Апостола Павла к евреям (3:12-16); Евангелие от Марка (6 зач; I:35–44).
За упокой читаются: Первое послании е Апостола Павла к солунянам (4:13–17) и Евангелие от Иоанна (5:24–30).
А вот как трактует, назначенные на сегодня строки Священного Писания, Святой Феофан Затворник: «(Евр. З:12-16; Мк. 1:35-44). «Вышел (Иисус) и удалился в пустынное место и там молился» (Мк. 1:35). Господь молится, как человек, или, лучше, как вочеловечившийся человеческим естеством. Его молитва ходатайственная за нас, а вместе образовательная для Его человечества, которому надлежало входить ограниченным путем в обладание Божественным. В последнем значении она для нас образец и пример. Апостол Павел учит, что у приявших Духа, Дух молится и, конечно, не Сам от Себя, но возбуждая молитвенные устремления к Богу в духе человеческом. И вот у нас настоящая молитва — молитва духодвижная. Но такова она на верхней ступени. Путь к ней — труд молитвенный у ищущих очищения и освящения. Уединение, ночь — приличнейшая этому труду обстановка; самый же труд — множество поклонов с сердечными воздыханиями. Трудись и трудись, леность всякую отогнавши. Сжалится над тобою Господь и подаст тебе дух молитвы, который начнет действовать в тебе так же, как действует дыхание в теле. Начинай! Се ныне время благоприятно», — говорит нам Святой Феофан Затворник.
О четвертой заповеди: IV. Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.
(4. Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой — день покоя (суббота) да будет посвящен Господу Богу твоему).
Шесть будничных дней недели человек должен трудиться, работать, и вообще заботиться обо всем, что нужно для его земной жизни. Седьмой же день надо посвятить Богу, то есть отделить его для Господа, молиться Ему, читать во славу Божию полезные книги, помогать бедным, и вообще, ради Господа, делать как можно больше добра, а не в праздности быть и отнюдь не бесчинствовать. В Ветхом Завете так праздновалась суббота, а у нас, в Новом Завете, в память воскресения Христа из мертвых, празднуется воскресенье. (Закон Божий)
«Есть среди нас люди, которые называя себя верующими и православными, тем не менее говорят, что не считают нужным посещать церковь и, что Бог у них в душе, а следовательно соблюдать православные традиции нужды нет. Для таких есть даже особое название – каинианцы. Они могут быть кем угодно, только не православными. Также вряд ли может называть себя православным тот – кто в день субботы поминовения усопших не посетит храм и место упокоения своих родных», — научает протоиерей Павел (Борщевский), настоятель кишиневского храма Святого Великомученика Дмитрия.
Материал для рубрики предоставлен в рамках совместного проекта православной радиостанцией Datina FM (Кишинев, 104,7).