Сегодня 23 апреля, вторник Страстной седмицы, именуемый Великим вторником, — передает eNews.
Наступил Великий вторник. Этот день, как и вся Страстная седмица, посвящен воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении.
Ночь на вторник Иисус Христос провел в Вифании, и во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма (Мф. 24, 1). Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто боялись народа, который почитал Его за пророка (Мф. 21, 46), был в восхищении от учения Его (Мк. 11, 18), слушал Его с услаждением (Мк. 12, 37).
Из Евангельских наставлений, произнесенных Иисусом Христом во вторник, Церковь избрала для назидания верующих в этот день преимущественно притчу о десяти девах, как особенно приличную для времени Великой Седмицы, в которую нам наиболее должно бодрствовать и молиться. Притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к встрече Небесного Жениха целомудрием, милостынею и неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами.
Вторник Страстной седмицы ― это великий день. Он помогает нам задуматься о самом главном, о том, что собой представляет наша жизнь, спросить себя: а какой объем добра есть в моей жизни, чем я с утра до вечера занимаюсь, сколько добрых дел я совершаю в своей ежедневной повестке дня? И если мы беспристрастно посмотрим на самих себя, то ужаснемся: мы почти не делаем добрых дел. Если кто и делает, чаще всего в связи с той или иной работой, – слава Богу! Но так, чтобы совсем добровольно, без всякой награды?!
Православная церковь поминает сегодня: Мучеников: Терентия, Помпия, Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных 33-х; Мучеников: Иакова пресвитера, Азадана и Авдикия диаконов, Персидских; Преподобномучеников многих священной обители Пантократора, в Дау Пендели (Аттика) пострадавших; Священномученика Григория V, патриарха Константинопольского; Священномученика Флегонта Понгильского пресвитера; Мученика Димитрия Вдовина.
В православных храмах служат, в этот день, Литургию Преждеосвященных Даров.
Сегодня православным верующим рекомендуется ограничить свое меню сухоядением – овощами, фруктами и хлебом.
Священномученик Григорий V, Патриарх Константинопольский, трижды занимал кафедру (1797 — 1799, 1806 — 1808, 1819 — 1821). В то время Греция находилась под тяжелым турецким игом. Многие патриоты-греки жили надеждой вновь завоевать государственную независимость. Они находили деятельную и авторитетную поддержку у мужественного борца за свободу своей Родины — святого Патриарха Григория V. Его связи с греческими патриотами выяснились только после того, как Александр Ипсиланти перешел со своим войском реку Прут против султана Махмуда. Один из друзей святителя советовал ему бежать из Константинополя в Морею. Святитель отвечал на это: «Я предчувствую, что рыбы Босфора будут есть мое тело, но я умру спокойно во имя спасения моей нации».
В день Святой Пасхи, 10 апреля 1821 года, святого Патриарха схватили и повесили на воротах Патриархии, а затем бросили тело в море.
Греческие моряки заметили место, где было брошено тело святителя, нашли его и на корабле кефалонийского капитана Макри Склавоса под русским флагом доставили в Одессу. Там в греческой Троицкой церкви тело святителя было погребено 19 июня 1821 года. Из Москвы для мощей священномученика было прислано патриаршее облачение и митра с крестом, принадлежавшая святейшему патриарху Никону (1652 — 1658).
В 1871 году по ходатайству греческого правительства разрешено было перенести мощи святителя Григория из Одессы в Афины к торжеству пятидесятилетия независимости Греции. В честь священномученика Григория в Афинах была составлена особая служба. Его подвиг возвестил о торжестве христианства в возрожденной Элладе.
Из Священного писания, в Великий вторник читают: Евангелие от Матфея (22:15 – 23:39) и (24:36 – 26:2)
Святой Феофан Затворник так говорит нам о строках Священного писания, читаемых в этот день: (Мф. 24, 36-26, 2). «Ныне народ, священники и власти иудейские в последний раз слышат слово Господа в храме. И оно было всеобъятно; оно обнимало все прошедшее, настоящее и будущее. Вопросом об Иоанне Господь дает уразуметь, что Он истинный Мессия; притчею о двух сынах внушает, что иудеи будут отвергнуты и на место их призваны язычники; притчею о виноградарях сказывает им, что отверженных ожидает погибель; притчею о браке сына царева учит, что и из пришедших к Нему не все будут достойны, и окажутся такие, которых праведно будет извергнуть вон во тьму кромешнюю; ответами на вопросы о дани кесарю и о первой заповеди, равно как обличительною речью определяет характеристические черты спасительной жизни; наконец, особо ученикам предсказывает горе Иерусалиму и открывает тайну второго Своего пришествия. Достаточно было только выслушать все это со вниманием, чтоб увериться, что Он есть истинный Спас миру — Христос, и покориться Его заповедям и учению. И до сих пор прочитывание глав Евангелия о всем бывшем в этот день есть самое действенное средство к тому, чтобы оживлять веру в Господа, и, восставляя в христианине сознание, чем он должен быть и чего ждать, возгревать ревность и являть себя исповедующим Господа не языком только, но и делом», — научает святой Феофан Затворник.
О молебнах: Молебнами называются краткие службы, в которых верующие, по своим частным нуждам и обстоятельствам, обращаются с молитвою к Господу Богу, Божией Матери и святым.
Обыкновенные молебны, по своему составу, подобны утрени, но на практике они значительно сокращаются и состоят: из начальных молитв, пения тропаря и припевов (Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе… Пресвятая Богородице, спаси нас… Святителю отче Николае, моли Бога о нас и других), чтения Евангелия, сугубой и малой ектении, и заключительной, приспособительно к предмету моления, молитвы к Господу Богу, или Божией Матери, или святому, которому совершается молебное пение. Иногда такие молебны соединяются с акафистом или с малым освящением воды. Акафист читается после малой ектении пред Евангелием, а освящение воды совершается по прочтении Евангелия.
Кроме общего просительного молебна бывают особые молебны, приспособленные к каким-либо случаям, например: молебен благодарственный за полученные от Бога милости, молебен об исцелении больного, молебны по случаю общественных бедствий: засухи, безведрия, наводнения, войны. Особый молебен полагается совершать в день Нового Года, пред учением, в неделю Православия. (Закон Божий)
О свойствах прельстителей: (Мф.22:15–23:39, Мф.24:36–26:2) В Своей беседе о последних временах – первое, от чего предостерегает Господь, это: «берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф. 24, 4). Прельстители будут всегда, и в каждое время у них будут свои особенности. Но есть для всех и нечто общее, в чем Господь только что обличал современных Ему прельстителей, которые самозвано уселись «на Моисеевом седалище».
Во-первых, всегда надо отличать слова от дел, и дела от слов, и оценивать то и другое в отдельности. Иначе говоря, «все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте». Совершенных людей нет, и надо беречься соблазна – отвергнуть учение, лукаво ссылаясь на то, что сам проповедник плохо его соблюдает. От неприятного человека тоже можно услышать мудрое слово.
Но всегда должно настораживать, – когда на нас пытаются взвалить «бремена тяжелые и неудобоносимые», когда не хотят видеть наших сил и возможностей. Прочитаешь иную книгу, и в отчаянии скажешь: «если все так, то спастись невозможно»! Но разве, прочитав Евангелие, так скажешь? В Евангелии – дух живой любви. Господь хочет милости, «а не жертвы» (Мф. 9, 13); милостыни, а не десятины; а для начала – хотя бы чаши холодной воды (Мф. 10, 42). Так что все прочитанное и услышанное надо сличать с евангельским духом.
Должно настораживать и благочестие, когда оно слишком уж режет глаза. Господь неоднократно говорил, что истинное благочестие всегда в тайне, всегда только для Небесного Отца. Если же все подчеркнуто на виду, то за этим обязательно скрывается какая-либо корысть. За всем внешне очень уж привлекательным могут, как за раскрашенными гробами, скрываться «мертвые кости и всякая нечистота».
Не должна обольщать и повышенная миссионерская активность, когда обходят «море и сушу, дабы обратить хотя одного». На самом деле это может вести лишь к тому, чтобы сделать новообращенного «сыном геенны, вдвое худшим», чем сам миссионер. Сектанты не сидят на месте, они ходят по домам, пристают на улице. Для всякого ложного учения, которое не может дать истинного блага своим последователям, свойственно устремляться во все стороны, чтобы привлекать новых и новых членов в свою западню.
Господь предостерегает и от тех, которые любят величаться высокими словами: «Учитель»! «Наставник»! «Отец»! Например, кто спешит объявить себя твоим «духовным отцом». А ты не спеши никого так называть. Порой проходит очень много времени, прежде, чем откроется, кто поистине твой духовный отец в Иисусе Христе, в нашем единственном Отце Небесном.
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас», – говорит Господь. А прельстители не только себя могут выдавать за кого-товеликого. Они могут и в нас пробуждать самоуверенность и тщеславие. Так, желая спровоцировать Иисуса Христа на поспешное суждение, давать или не давать подать кесарю, фарисеи сначала польстили Ему: «Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо». Как легко после этих слов поспешно сказать что-нибудь необдуманное, к своей же погибели!
Внезапное «пришествие Сына Человеческого» все обнажит, все поставит на свои места. Так магнит выхватывает из земли крупицы железа: «будут двое в поле: один берется, а другой оставляется. Две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется». И, конечно же, будут двое молящихся; двое проповедующих; двое учащих; двое называемых «отцами». Листва пышная, а плодов нет. «Иду, государь», а сам не пошел.
И снова – Господни слова, позволяющие распознавать истинное величие, и избежать как прельщения, так и самопрельщения: «Больший из вас да будет вам слуга. Ибо, кто возвышает сам себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится». (Протоиерей Вячеслав Резников «Полный круг проповедей»)
Материал для рубрики предоставлен eNews православной радиостанцией Datina FM (Кишинев, 104,7 FM).