17 октября гостем Кишинёва стала поэтесса, эссеист и фотохудожник, автор сценариев документальных фильмов для «Би-Би-Си» Лидия Николаевна Григорьева, которая сегодня живёт в двух городах – Лондоне и Москве.
Лидия Григорьева – один из ярчайших представителей русской литературы, создаваемой и продвигаемой за рубежом. Темой для ее выступления перед кишиневской публикой была русская культура. Для кого она? Только для русских или для всех? Журналист информационного портала eNews Денис Сербинов взял интервью у знаменитой поэтессы.
— Лидия Николаевна, расскажите, каким образом
развивается русская культура за рубежом и в пределах России ? Существует ли какие-то
отличия?
— Сейчас в Лондоне растут как грибы русские
театры, в которых играют русские актёры, по разным причинам оказавшиеся за рубежом.
Они могут быть разными по национальности, но объединяет их русская культура и язык.
Их цель – нести культурный код русского театра, и они очень востребованы,
их спектакли пользуются огромным спросом
среди англичан. В России сейчас тоже театральный
бум.
— Вы говорите, что в России театральный бум.
Почему же тогда режиссёров, вроде Кирилла Серебренникова и Олега Синцова, сажают
в тюрьмы и отправляют под
домашний арест?
— За правительство я отвечать не могу, но своё
мнение, как у всякого нормального человека, у меня есть. Сегодня я была в доме Пушкина
и подумала, что все эти ссылки были для него божьей благодатью, поскольку любое
страдание художника идёт ему на пользу, если это конечно не казнь и, если его не
калечат. Кирилл Серебренников не жалуется, он продолжает работать даже в тех условиях,
в которых находится. У него, кстати, в «Конармии»
Бабеля все голые выходят. Может быть он нудист, есть болезнь такая…
— Может быть это символизм современного театра? На войне ведь, по сути, все люди
обнажены…
— Это символика…но народ никогда не обнажал сакральное. Почему же он не вышел
сам? Взял бы да вышел. Я как старый фрейдист
думаю, что это проявление страха. Я считаю, что это не искусство и не культура.
Серебренников сидит в комфортных условиях дома, вот с Синцовым другая история. Но
там тоже доказаны какие-то преступления. Бежать с плакатами и защищать художника
надо только тогда, когда его сажают, истязают, убивают, а тюрьма для всех одинакова
если ты виноват.
— Говорят, что русофобия — это государственная
политика Великобритании. Так ли это сейчас?
— Безусловно. Это политическая
позиция. Но это не ощущается на бытовом уровне. Англичанам интересна русская культура.
Но их телевидение не освещает, к сожалению, даже украинскую драму. В мире очень
много точек, которые они игнорируют. Англичане, как
политическая конгломерация, очень эгоистичны. Они замкнуты только на себе и на своих
интересах.
— На встрече с вами
в Кишиневе было мало
молодёжи, буквально пара человек. Как вы
думаете, русская молодёжь к чему больше стремится, —
к
русской культуре или к западной?
— Не мне судить. Но мне кажется у них два пути.
Либо строить свою страну, либо уехать и быть в первом поколении никем. Генетический
код переделать в первом поколении нельзя, русский останется русским, китаец – китайцем
и т.д.
— Но мне кажется, что русская культура сейчас
находится в застое. Мы либо копируем запад, либо делаем то, что там было актуально
пять, а то и десять лет назад…
— Сейчас невероятный рассвет русской поэзии.
Десять миллионов читателей посещают сайт стихи.ру.
Молодые, необыкновенные поэты, владеющие письмом. Они не печатаются, не зарабатывают
этим, но они становятся лауреатами, которых оценивают профессиональные поэты. Каждое
молодое поколение проходит свой путь.
Я
уверена, что русская культура никогда не умрёт. А вот английская поэзия, вполне
возможно.
Она
ещё в начале 20-ого века отказалась от рифмы, а на поэтических вечерах современных
английских поэтов можно два раза уснуть и четыре проснуться.